Проблемы истории русской литературы 1973 г.

посажены на своп места, по еще не дышат. Я это ему вчера сказала и он согласился, что .правда» (17, 632). Если других исторических романистов, например, М. Н. Загоскина, Г. П. Данилевского, Д Л. Мордовцева, П. Н. Краснова, статичные репродукционные-портреты персо­ нажей, которые тоже в большинстве случаев не «дышат», значит и не живут, устраивали как окончательный результат в процессе создания портрета, то у Толстого они были всего лишь предварительными заготовками для дальнейшей твор­ ческой работы, первым этапом на пути от изобразительного источника к словесному портретному рисунку, хотя и выпол­ няли совершенно необходимую роль посредника между живо­ писным источником и портретом персонажа. Помня о специ­ фике художественной моделировки портрета изобразительного и портрета словесного, автор «Войны и мира» научился, как показывает сопоставительный анализ многочисленных вари­ антов романа с окончательным его текстом, трансформиро­ вать изобразительный материал в словесный образ в соот­ ветствии с основными приемами и принципами портретного искусства, утвердившимися в процессе создания эпопеи. Главное усилие Толстого было направлено на преодоле­ ние статичности и описательности— свойств словесно-репро- дуктивиых портретов. Насколько успешно это удалось писа­ телю, можно составить довольно полное представление, по­ знакомившись с основными этапами работы автора «Войны и мира» над отдельными портретами, создававшимися по по­ казаниям изобразительных .источников. 1. ОТ ПОРТРЕТА ОПИСАТЕЛЬНОГО К ПОРТРЕТУ ДИНАМИЧЕСКОМУ В одном из вариантов начала романа, названном «Имени­ ны у графа Простого в Москве 1808 года», описание наруж­ ности графа Ростова дается в полном соответствии с живо­ писным портретом его прртотипа Ильи Андреевича Толстого, деда писателя по отцу- Все, что характерно для внешности персонажа, сосредоточено в одном месте и умещается в одном портретном кадре: «Лицо его бритое, доброе, круглое с редкими седыми волосами, ясными голубыми глазами и всегда готовой однообразной, но радушной улыбкой, подтвер­ ждало его похвалы всему свету»1. ‘ «Литературное наследство», том 69, часть 1, стр. 336. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=