Проблемы истории русской литературы 1973 г.
пластики в разных видах искусства. Пластика изобразитель ная и пластика словесная — не одно и то же. Следовательно, качество пластичности эпизода или портрета исторического персонажа, созданного по изобразительным источникам, за висит не только и чаще всего не столько от самого факта привлечения историческим романистом произведения живопи си или графики, пусть даже несомненно высокохудожествен ного, сколько от мастерства зрительского прочтения изобрази тельного источника и подчинения результатов этого прочте ния задачам литературного искусства с обязательным учетом его специфики. Многие исторические романисты, выступившие в литера туре до .появления «Воины и мира» или позднее, скрупулез но списывая детали внешности исторических персонажей с живописных или графических портретов их прототипов (при меры будут приведены позднее), создавали подчас не портре ты живых лиц, а своего рода словесные репродукции с иконо- графических источников- Толстой был противником такого механического перене сения приемов изобразительного искусства в литературное творчество. Создавая портреты исторических и некоторых вы мышленных персонажей с опорой на изобразительные источ ники, автор «Войны и мира» руководствовался мыслью, кото рую позднее выскажет на страницах «Анны Карениной», где заявит, что художник не должен «’переходить в область чужото искусства» и что «ошибается поэзия, когда описывает черты лиц, что должна делать живопись» Портреты, моделированные по законам «чужого искусст ва», детально передающие «остановленное мгновение», встречаются главным образом в черновиках, преимуществен но ранних вариантах «Войны и мира» и других исторических произведений писателя. Интересно одно замечание С. А. Тол стой по поводу начальной стадии в работе над историческим произведением (с этим замечанием соглашался сам автор)- В одном из писем, где речь шла о работе Л. Н. Толстого над романом из времен Петра I, С. А. Толстая пишет: «...Все лица из времен Петра Вел. у него готовы, одеты, наряжены, 1 Л. Н. Т о л с т о й . Собр. соч. в 20 томах, том IX, М., ГИХЛ, 1963. стр. 293. В дальнейшем ссылка на это издание дается га тексте в скобках с обозначением тома радчзкой цифрой и страницы — арабской. При ссыл ке на Юбилейное издание том и страница обозначаются арабскими циф рами. 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=