Проблемы истории русской литературы 1973 г.
н. с. МАМАЕВ (Калужски ¡1 пединотитуг) ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ «ВОЙНЫ И МИРА» И СПЕЦИФИКА ПЛАСТИЧНОСТИ ПРОЗЫ Л. Н. ТОЛСТОГО Портреты исторических и некоторых вымышленных персо нажен, эпизоды и сцены, созданные историческим романи стом на основе живописных портретов, картин, гравюр и других изобразительных источников, по природе своей в ка кой-то мере тяготеют к художественным явлениям так назы ваемого «второго отражения». Они выдерживают все крите рии художественности и тем самым приобретают права под линного искусства в том случае, когда «второе отражение» не становится зеркальным, словесно-репродуктивным повто рением изобразительного источника. Новый сплав возникает в процессе творческого преобразования, трансформации ото бранного и изученного изобразительного материала в худо жественный текст1. Качество полученного сплава зависит от многих факторов. Прежде всего оно зависит от того, насколь ко в процессе перевода первоисточника — произведения изо бразительного искусства на язык художественном литерату ры учитывается специфика того и другого вида искусства. В первой статье об изобразительных источниках «Войны и мира» отмечалось, что в свое время В. В. Стасов указывал на связь между фактом изучения Толстым изобразительных источников и пластичностью его прозы. Но, очевидно, нельзя представлять дело таким образрм, что обращение писателя кОб Об объеме и характере изобразительных источников, о сочетании их показании со свидетельствами письменных исторических документов см. з моей работе «Изобразительные источники «Войны к мира» Л. И. Тол стого», -в сборниках: «Страницы истории русской литературы», Калуга, '1969 (статья первая); «Историко-литературный сборник», Калуга 1,970 (статья третья). Некоторые изобразительные источники, привлекавшиеся в указанной работе, в данной статье используются вторично в аспекте новой проблемы. 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=