Проблемы истории русской литературы 1973 г.

как не шел немецкий». Добролюбовские стихи лишь помогли Владимиру Ильичу сформулировать результаты его анализа предельно сжато, в виде лозунга-афоризма. С другой сторо­ ны. статья Ленина дает нам замечательный пример нового глубочайшего идейного наполнения перефразируемых строк: путь развития образной мысли — от вполне конкретного, при всей своей многозначительности, поезда в «железнодорож­ ном» стихотворении Добролюбова к аллегорическому «'поез­ ду» крылатого двустишия и через «локомотив истории» Марк­ с а— к «нашему поезду» ленинской статьи — революционной борьбе за освобождение трудящихся России. Позднее, уже после поражения первой русской революции, В. И. Ленин в статье «Герои «оговорочкп» (1910), вспоми­ ная о «двух тактиках социал-демократии», воспользовался тем же образом «поезда», «локомотива» революции: «Когда V нас был локомотив, мы расходились самым сильным обра­ зом относительно того, соответствует ли крепости сего локо­ мотива, запасам топлива и т- д. быстрота, скажем, в 25 или в 50 верст в час... Ыо когда локомотиву случилось потер­ петь поломку, когда он лежит в болоте, окруженный «огово­ рочными» интеллигентами, подло хихикающими по поводу того, что и «ликвидировать нечего», ибо локомотива уже нет, тогда нас, вчерашних «озлобленных спорщиков», сближает одно общее дело... Мы все внимание и все усилия направля­ ем на то,' чтобы локомотив поднять, чтобы его обновить, укрепить, усилить, поставить на рельсы — о скорости движе­ ния и о повороте тех или иных стрелок успеем поспорить в свое время»1. «Бывают такие крылатые слова,— писал В. И. Ленин,— которые с удивительной меткостью выражают сущность до­ вольно сложных явлений»2. Именно такую роль играют в ленинской статье «Первые итоги политической группировки» строки стихов великого революционера-демократа. 1 В. И. Л е*н Ц|Н. Поли. собр. соч. т. 20, стр. 95. 2 Т а м же, т. 25, стр. 138.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=