Проблемы истории русской литературы 1973 г.

поэта, в осознании им сложности проблемы, в ощущении то­ го, сколь комичным выглядело бы предпочтение сказочного лешего грубо-реальному паровозу, живописного болота — прозаическому железнодорожному мосту,—лучше всего вы­ ражается отход Мея от реакционного романтизма в поэзии, от крайностей славянофильства — в идеологии. Железнодо­ рожный поезд так же опоэтизирован в балладе, как и древ­ ний лес: И мчнтся-мчнтся-мчится, И ближе подлетает; ' Пар из ноздрей и искры; След полымя сметает. Шипит-шнпнт и свищет. И, словно змей крылатый, Грозит чугунной грудью Груди его косматой...1 Две силы, два начала представлены в своем столкнове­ нии. как равно заслуживающие сочувствия и уважения со­ перники. Стихотворение Мея чем-то отдаленно предвосхищает зна­ менитого есенинского жеребенка (из «Сорокоуста»), так нра­ вившегося Маяковскому. Что касается стихотворения Я. П. Полонского «На желез­ ной дороге», то трудно что-либо прибавить к той блестящей характеристике, 'которая дана ему в книге К- И. Чуковского. Проникновенный психологизм стихотворения не снимает, а лишь усиливает отмеченное исследователем ощущение рас­ терянности поэта- Реальным комментарием к -стихотворению «В прус'ском вагоне» может служить уже упоминавшееся выше «Внутрен­ нее обозрение» (1860), где Добролюбов писал, в частности: «...местные условия и особенности нашей жизни совершенно изменяют иногда тот первообраз, с каким известное учрежде­ ние является в Европе (...) Известия об опоздавших поездах, о нескольких часах, проводимых пассажирами в вагонах в ожидании важного лица, о двухмесячном стоянии пароходов на мели в нижних частях Волги (...) — все подобные известия непременно должны быть принимаемы в соображение — и не только при настоящем положении дел, но и на известный пе­ риод будущего, потому что наш климат и наша жизнь не могут, разумеется, переродиться в два-три года» (т. 6, 1 Т ам ж е, стр. 168. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=