Проблемы истории русской литературы 1973 г.
Нисколько не умаляя значения великолепного сравни* тельного анализа, проведенного К. И. Чуковским, приходится констатировать, что всей сложности и остроты общественно литературной полемики вокруг «железнодорожной тематики» в русской поэзии 1850—60-х годов он не отражает. Совершенно очевидно, что сопоставление стихов о желез ной дороге, принадлежащих разным поэтам рассматривае мого периода, представляет особый интерес для наблюдений и выводов типологического характера. Обращаясь к одной и той же, новой тогда еще теме, авторы этих стихов с пора зительной полнотой выявляют в ее трактовке свою творче скую индивидуальность, специфику своего мировоозрения и поэтической манеры и одновременно демонстрируют вполне отчетливо размежевание тогдашних литературных направле ний и школ. Пародиино-сатирическое стихотворение Добролюбова чрезвычайно/непохоже на уже упоминавшиеся стихи Фета «На железной дороге»: Мороз п ночь над далью снежной, А здесь уютно и тепло, И предо мной твой облик нежный И детскн-чистое чело... Мы через дебри и овраги На змее огненном летим. Он сыплет искры золотые На озаренные снега... И серебром облиты лунным. Деревья мимо нас летят... И. как цветы волшебной сказки. Полны сердечного огня, ч Твои агатовые глазки С улыбкой радости и ласки Порою смотрят на меня >. Позднее Варфоломей Зайцев издевательски писал по по воду этого стихотворения: «Касательно железных дорог г. Фет утверждает, что это огненный змей. Конечно, нет ни какого вероятия, чтобы образованный скиф считал локомо тив за огненного змея, такой взгляд на локомотив приличен разве гусям г. Фета, а не ему. Поэтому решительно непонят но, почему он в стихах придерживается гусиного, мировоззре-1 1А. А. Ф ет. Стихотворения. ГИХЛ. 1956, стр~. 205—206. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=