Проблемы истории русской литературы 1973 г.
частности, о Пауке: скандальными —журнальными, нации инсинуации, кровожадного —безотрадного и т. д. Автор «Недовольных» сочетает дактилические окончания з нескольких стихах с мужской клаузулой в строке, членя щей строфу на две части или замыкающей ее. Для архитек тоники поэмы характерно отсутствие строго упорядоченного членения текста на строфы. Однако общим для композиции строф поэмы является замыкание группы стихов с дактиличе ским окончанием стихом с мужской клаузулой. Поэма не звучит монотонно, ибо ее строфический строй разнообразен. Строки вяжутся в строфы различными спосо бами рифмовки. Автор часто прибегает к вольной рифмовке. Все это и придает поэме индивидуальное своеобразие, гиб кость поэтической интонации автора. Речи персонажей социально-типичны и индивидуально-вы разительны. В них сосуществуют в живом единстве элемен ты просторечия («дурацкие башлыки», «сдерут штраф», «дев ки стриженые», «лапа грязная») с книжной лексикой и фра зеологией («Смиряешь гордый нрав», «Под фирмою реально сти»). Просторечные элементы в речах «героев» поэмы гово рят об их высокомерной грубости, о барственном пренебре жении к народу и ко всем новым «начинаниям» в жизни. В речах действующих лиц то и дело звучат научные и обще ственно-политические термины, заимствованные из газетной и журнальной публицистики. В списке поэмы встречаются лексические «огрехи» («В столицу Белокаменной», «И наконец концов», «Его эквелиб- ристика», «Кто автор, кто — навоз?»). Возможно, в автографе поэмы этих выражений не было или они были исправлены автором. Автор пропитывает всю поэму ядовитой иронией, зача стую переходящей в сарказм. Сатирической иронией окраше ны и лексика, и выразительные средства языка. В характе ристиках действующих лиц постоянно встречаются эпитеты, усиливающие ироническое звучание поэмы: «Червище — «славный педагог»; Вошь — «смиренно-молчаливое» лицо; Паук —«великий журналист» и т. п. В сатирико-обличительных целях использует автор и сти листические фигуры —анафоры («У нас не те потребности, У нас не та комплекция»), перифразы (Паук — «крапивный орел», Червище — «жрец наук»), риторические восклицания и вопросы («Для общества столичного Зараза благодать!»; «Во что теперь оденемся? И чем мы будем жить?»), ампли- 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=