Проблемы истории русской литературы 1973 г.

частности, о Пауке: скандальными —журнальными, нации инсинуации, кровожадного —безотрадного и т. д. Автор «Недовольных» сочетает дактилические окончания з нескольких стихах с мужской клаузулой в строке, членя­ щей строфу на две части или замыкающей ее. Для архитек­ тоники поэмы характерно отсутствие строго упорядоченного членения текста на строфы. Однако общим для композиции строф поэмы является замыкание группы стихов с дактиличе­ ским окончанием стихом с мужской клаузулой. Поэма не звучит монотонно, ибо ее строфический строй разнообразен. Строки вяжутся в строфы различными спосо­ бами рифмовки. Автор часто прибегает к вольной рифмовке. Все это и придает поэме индивидуальное своеобразие, гиб­ кость поэтической интонации автора. Речи персонажей социально-типичны и индивидуально-вы­ разительны. В них сосуществуют в живом единстве элемен­ ты просторечия («дурацкие башлыки», «сдерут штраф», «дев­ ки стриженые», «лапа грязная») с книжной лексикой и фра­ зеологией («Смиряешь гордый нрав», «Под фирмою реально­ сти»). Просторечные элементы в речах «героев» поэмы гово­ рят об их высокомерной грубости, о барственном пренебре­ жении к народу и ко всем новым «начинаниям» в жизни. В речах действующих лиц то и дело звучат научные и обще­ ственно-политические термины, заимствованные из газетной и журнальной публицистики. В списке поэмы встречаются лексические «огрехи» («В столицу Белокаменной», «И наконец концов», «Его эквелиб- ристика», «Кто автор, кто — навоз?»). Возможно, в автографе поэмы этих выражений не было или они были исправлены автором. Автор пропитывает всю поэму ядовитой иронией, зача­ стую переходящей в сарказм. Сатирической иронией окраше­ ны и лексика, и выразительные средства языка. В характе­ ристиках действующих лиц постоянно встречаются эпитеты, усиливающие ироническое звучание поэмы: «Червище — «славный педагог»; Вошь — «смиренно-молчаливое» лицо; Паук —«великий журналист» и т. п. В сатирико-обличительных целях использует автор и сти­ листические фигуры —анафоры («У нас не те потребности, У нас не та комплекция»), перифразы (Паук — «крапивный орел», Червище — «жрец наук»), риторические восклицания и вопросы («Для общества столичного Зараза благодать!»; «Во что теперь оденемся? И чем мы будем жить?»), ампли- 134

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=