Проблемы истории русской литературы 1973 г.

(т. 6, стр. 152), так что тройка утрачивает и свое значение символа неудержимо-быстрого движения вперед, какое она имела в знаменитом лирическом отступлении из «Мертвых душ» Гоголя. Что касается Вяземского, то его тройка, при внешнем своем сходстве с гоголевской 'птицей-тройкой, все более ут­ рачивала это сходство в самом главном: слишком быстрая езда пугает стареющего поэта. Об этом свидетельствует сти- ^ хотворение «Ночью на железной дороге между Прагою и Веною» (1853), во многом предвосхищающее рассматривае­ мое добролюбовское стихотворение не только своей ситуа­ цией, но и философской, так сказать, концепцией. Сатирический герой Добролюбова слишком прозаичен и деловит, ему явно не хватает поэтической фантазии Вязем­ ского («...И меня мчит ночью темной Змий — не змий и конь —не конь, Зверь чудовищно огромный, Весь он пар и весь огонь!»), но его сиятельный предшественник чувствовал себя так же неуютно в железнодорожном вагоне, так же резко ощущал бессилие 'своей воли перед «неукротимым» движением поезда, перед бездушным расчетом, нм управ­ ляющим: . В этом гонке, в этом скачке — - Все вперед м все смеша — Мысль кружится, ум в горячке, Задыхается душа. Приключись хоть смерть дорогой, Умирай, а все лети!... Вяземского тоже раздражало то, что Бой стихий, противоречий. Разногласие спорных сил — Все попрал ум человечий И расчету подчинил... Поэт размышляет о том, как ненадежен этот ‘расчет, как дерзки и крамольны человеческие попытки все расчислить и предусмотреть: Но безделка ль подвернется. Но хоть на волос один С колеи своей собьется , Наш могучий исполин,— Весь расчет, вся мудрость века — Нуль да нуль, все тот же нуль, И ничтожность человека В прах летит с своих ходуль...1 1958, о р А 304- 307МСК"''- С™ хот!,°>>е“ я- Л.. «Советск,п, писатель» 12 N

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=