Проблемы истории русской литературы 1973 г.

Бездумное, умиленно-восторженное любование тем, что Вяземский назвал «поэзией телег», становится анахрониз­ мом по мере того, как в русской лирике «водворялись», по выражению Добролюбова, принципы «жизненного 'реализ­ ма» (т. 6, стр. 168). Обращаясь *к той же теме «тройки», Некрасов обнаруживает трагическую неспособность не ду­ мать о жестокой доле юной крестьянки, рванувшейся было «за промчавшейся тройкой вослед». Ямщик лихой, лихая тройка II колокольчик под дугой,— в этом начале некрасовского стихотворения- «Еще тройка» представлены все аксессуары традиционной темы, но тройка эта поспешает, «куда Макар телят гоняет», и автор терзается предложениями о том, какая вина, какая ошибка, какое преступление сделали этого бледного господина «лет в де­ вятнадцать» ее седоком. Герой «Дорожной песни» Добролюбова, мчась ночыо на тройке, жадно вслушивается в язык «жалобы протяжной», звучащей в песне ямщика. «Мерещится мне всюду драма»,— это признание Некрасова могло бы служить эпитрафом ко всем этим стихам. И когда Л. А. МеГг в своей «Тройке» (1861) выражает «восторг и наслажденье» картиной, описа­ ние которой кончается словами: 11 в сторону, крестясь, свернул своп возик сеиа Оторопевший весь со страху мужичок...1,— это звучит настолько не по-некрасовски, что заставляет нас усомниться в том, что и на «Тройку» может быть распро­ странен вывод современного исследователя о последнем этапе творчества Мея как о явлении, «во многом близком по своим тенденциями русской демократической поэзии кон­ ца 50-х—начала 60-х годов»2. С другой стороны, по данным «Внутреннего обозрения» (1860) Добролюбова, «в течен'ие 1856—1858 годов основано около 60 акционерных компаний, и из. них почти половина приходится на пароходство и железные дороги»; «пароходы и паровозы в настоящее время признаются нашим общест­ вом за самые нужные и- удобные средства сообщения» 1 Л. А. Мей. Избранные произведения. М.-Л., «Советский писатель», 1962, стр. 185. 2 Г. М. Фр и д л е - н д е р . Л. А. Мей,— В кн.: Л. А. Мей. Избранные произведения. М.-Л., «Советский .писатель», 1962, стр. 24. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=