Проблемы истории русской литературы 1973 г.
не выдерживает проверки стихом. И тем показательнее та усложненность образного строя, с которой мы встречаемся в поэме. Стоит отметить появление и искусственно сконструи рованных образов («Луна—как комиссарская печать В мандат на право наступления ночи»), и метафор, столь на думанных. что они требуют специальных авторских коммен тариев («Голые кони ржаньем захохочут»—«это барабанный бой» — поясняет в примечании поэт) и т. д. В критике 20-х годов тяготение Сельвинского к эпическим формам единодушно расценивается как ответ на те требова ния, которые предъявляет эпоха к поэзии. «Почему Сельвин- ский перешел на эпос? — спрашивал один из критиков и от вечал: — Ради материального опознания людей и вещей эпохи. Он прочитал запрос времени, сказавшийся в разрушении ма лой лирической формы и в захвате литературы прозой» ; Но впечатление, произведенное прежде всего «Ул^аев щиной» (напечатанной, как уже было отмечено, до появле ння сборника «Ранний Сельвинский»), было нас* не ным, что и короны сонетов уже рассматривались котикем^не более, не менее как «развернутый эпос гражда Думается, что оснований для этого нет. 0 бРа^ ен”е эпосу окажется для Сельвинского п л о д о т в о р н ы м оев 0 лю- когда он поставит .перед собой задачу выявить че*рты резолу ционной эпохи в облике и развитии своих' Р _ Багриц- ли — принципиально —путь проходят в те же г о т ^ Р ^ кин (от «Сказания о море, матросах и Л )■ • болезни» — к «Думе про Опанаса»), Пастернак (от «Высокой болезни " *‘ГороГ?’с о н е т С ,Г щ е “ Г 7 сборнике «Ранний Сель- зинекпй»,—первое 0 свидетельство с т р о е н « . поэта нуть границы того узкого мира, в котором живет герои его лирики. Решить эту задачу еще не удалось. Следует, однако, ... подчеркнуть, что возможности героя поэзии Сельвинского были исчерпаны до д н а - и это чрезвычайно важно. Несколь кими годами позже, в стихотворной повести «Записки поэта», Сельвинский расскажет о тех опасностях, которые подстере гают .поэта на том пути, каким шел он сам. Герой этой повести, провинциальный поэт Евгений Ней, не без основания говорит о себе:1 2 1 В, Б л ю м е н ф с л ь д . Ильи Сельвинский. «Жизнь № 8 , стр. 2 . 2 Т а м ж е, стр. 3. искусства». 1929, 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=