Проблемы истории русской литературы 1973 г.

Слишком расплывчатым было в это время мировоззрение поэта, слишком путанными —его эстетические позиции, отсю­ д а—его тяготение к категориям вневременным. При обраще­ нии к теме современной еще заметнее было вызванное этим смещение проекций в поэтическом изображении. Эпоха военного коммунизма и введения нэпа предстает в «7-й короне сонетов» (1922). Эпоха эта получает здесь крайне резкую и, заметим, несправедливую характеристику: «В напряженной дрожи Настаивалась мутная пора». Это не случайная обмолвка, несколькими строками ниже несправед­ ливая односторонность в оценке эпохи— именно эпохи, а не какой-то одной ее черты —будет усилена: И был и любви, в искусстве, в разговорах Железный привкус красного террора. Для Сельвинского эпоха «идет но раздорожью», ее герои завершают свой п у т ь -и это закономерно. Закономерно поэ­ тому, что поэт акцентирует в них те же черты сильной инди­ видуалистической личности. Впрочем, в какой мере могут герояш| ¿ похи созданные поэтом персонажи? Например, «товарищ Нахман, председатель троими» Суровая С„°„ГД°Т0ЧеНИ0СТЬ«на свонх оче,1ь нелегких обязанностях р дмяет его облик: «...Голоса его кровавый бархат Был стся какой 12 ?пеяпоерег-е” ' Но сосРМ°т°иенность оборачива- токостью: ЯрОСТНОП исступленностью, а суровость -ж ес- ...Росчерк броский Омочен мною в яд и кровь и блестки Мужичьей и рабочей и матросской Отрасти и ненависти!. с Ь игупя Х гтпт , П0ВИШ'а 0 ЭТ0М: гер0й <<7' Г| К°Р °"Ы сон е то в» - ф ура столь же условная, как и те, о которых до сих пои родства:Ь' " ДЗеТ нЬаЛ0 подтвеРжМний их кровного Он комиссар. Он ездил на расстрел. Он видел в протоплазме и кромсе ткань а нервы статистическою сеткой «Легли на череп. И пенсне острей. 1 носом шмыгает от кокаина2. Стремление поэта выдать своего героя за человека вче- рашнего дня («не вождь, но мститель, он отстал от жизни») 1 Ранний Сельвннскнй, стр. 244. 2 Та м же, стр. 240. 106

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=