Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.
вивалась в русле гоголевского направления, на основе ирпп- цппов реализма и народности, что в ней все более отчетливо проявлялось стремление к широкому эпическому изображению всей полноты жизни, наталкивает па необходимость вести обзор прозы по жанрам. (Первым в ряду прозаических жанров реалистической литера туры -10-х годов рассматривается очерк (этнографический, физиологический). Особенности этого жанра раскрываются па конкретных примерах очерков В. Даля (Казака Луганского) — «Петербургский дворник», «Денщик»; Д. В. Григоровича «Пе тербургские шарманщики». Разнообразие тематики очерка де монстрируется на примерах очерков II. Панаева «Литературная тля», «Утро на Невском проспекте», И. А. Гончарова «Иван Савич (Поджабрип». Особенно отмечается значение очерков И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника» и Н. А. Некрасова «Петербургские углы». Как пример демократизации литературы этих лет названы некоторые очерки И. Т. Кокорева, выходна из крепостных крестьян. Многочисленные рассказы -10—50-х годов дают возможность отметить расширение тематики реалистической литературы, сделать некоторые наблюдения над развитием и становлением этого жанра. Своеобразное переплетение гоголевских традиций в решении темы «маленького человека» с чертами романтиче ского стиля демонстрируется на примере раннего рассказа Некрасова «Карета» (Предсмертные записки дурака) — 1841 г. Развенчание романтического героя, развитие принципов «нату ральной школы» — на первых рассказах Тургенева: «Андрей Колосов», «Бретёр». Антикрепостнический пафос и торжество реализма и народности — на рассказах из «Записок охотника», «Муму». На примере того, как разрабатывали деревенскую тему в жанре рассказа писатели различной идейной ориентации, мож но показать взаимосвязь мировоззрения и метода. Интересно сопоставить рассказ И. Кокорева «Саввушка» (1852) с его ложными иллюзиями относительно господской добродетели и рассказы писатели-революционера М. Михайлова «Африкап», «Кружевница» (1852). Несколько подробнее прослеживается в лекции путь А. Ф. (Писемского от «Очерков из крестьянского быта» («Пптерщпк»—4852, «Лешин»— 1853, «Плотничья ар тель»— 1855) к рассказу «Феофан». Как важное и новое явление в литературе начала 50-х годов отмечается выступление Л. Н. Толстого с кавказскими военными рассказами и расска зом «Севастополь в декабре месяце». Большое внимание в этом обзоре уделяется повести, «клас сическому» жанру реалистической прозы 40—50-х годов. Отослав студентов к изученной ими статье Белинского о рус ской повести с тем, чтобы они припомнили суждения Белин ского об этом жанре, о его месте и значении в истории русской 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=