Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

вивалась в русле гоголевского направления, на основе ирпп- цппов реализма и народности, что в ней все более отчетливо проявлялось стремление к широкому эпическому изображению всей полноты жизни, наталкивает па необходимость вести обзор прозы по жанрам. (Первым в ряду прозаических жанров реалистической литера­ туры -10-х годов рассматривается очерк (этнографический, физиологический). Особенности этого жанра раскрываются па конкретных примерах очерков В. Даля (Казака Луганского) — «Петербургский дворник», «Денщик»; Д. В. Григоровича «Пе­ тербургские шарманщики». Разнообразие тематики очерка де­ монстрируется на примерах очерков II. Панаева «Литературная тля», «Утро на Невском проспекте», И. А. Гончарова «Иван Савич (Поджабрип». Особенно отмечается значение очерков И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника» и Н. А. Некрасова «Петербургские углы». Как пример демократизации литературы этих лет названы некоторые очерки И. Т. Кокорева, выходна из крепостных крестьян. Многочисленные рассказы -10—50-х годов дают возможность отметить расширение тематики реалистической литературы, сделать некоторые наблюдения над развитием и становлением этого жанра. Своеобразное переплетение гоголевских традиций в решении темы «маленького человека» с чертами романтиче­ ского стиля демонстрируется на примере раннего рассказа Некрасова «Карета» (Предсмертные записки дурака) — 1841 г. Развенчание романтического героя, развитие принципов «нату­ ральной школы» — на первых рассказах Тургенева: «Андрей Колосов», «Бретёр». Антикрепостнический пафос и торжество реализма и народности — на рассказах из «Записок охотника», «Муму». На примере того, как разрабатывали деревенскую тему в жанре рассказа писатели различной идейной ориентации, мож­ но показать взаимосвязь мировоззрения и метода. Интересно сопоставить рассказ И. Кокорева «Саввушка» (1852) с его ложными иллюзиями относительно господской добродетели и рассказы писатели-революционера М. Михайлова «Африкап», «Кружевница» (1852). Несколько подробнее прослеживается в лекции путь А. Ф. (Писемского от «Очерков из крестьянского быта» («Пптерщпк»—4852, «Лешин»— 1853, «Плотничья ар­ тель»— 1855) к рассказу «Феофан». Как важное и новое явление в литературе начала 50-х годов отмечается выступление Л. Н. Толстого с кавказскими военными рассказами и расска­ зом «Севастополь в декабре месяце». Большое внимание в этом обзоре уделяется повести, «клас­ сическому» жанру реалистической прозы 40—50-х годов. Отослав студентов к изученной ими статье Белинского о рус­ ской повести с тем, чтобы они припомнили суждения Белин­ ского об этом жанре, о его месте и значении в истории русской 9

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=