Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

образа Плюшкина и других помещиков; определяют место Плюшкина в композиции I тома, соотносят с последующим ли­ рическим отступлением и т. д. .После этого предлагается вопрос (с целью углубить представление о реализме Гоголя, о принци­ пах типизации и подготовить обобщения) о соотношении траги­ ческого и комического в «Мертвых душах», о художественных средствах их выражения и в этой связи — о смысле заглавия произведения. Наблюдения над художественными средствами выражения трагического и комического, лирического и сатири­ ческого помогают ощутить своеобразие гоголевского стиля. В обзорной лекции об общественно-литературном движе­ ния 40-х и начала 50-х годов преподаватель раскрывает пере­ ходный характер эпохи (от декабризма к революционному де­ мократизму), показывает конкретные проявления обострения социального конфликта, характеризует расстановку сил в об­ щественной борьбе, определяет позиции Белинского, Герцена. Особенно важно подчеркнуть значение литературы в условиях общественной борьбы 40-х годов, в годы «мрачного семилетия», значение журналистики и критики. 'В этой связи лектор харак­ теризует позиции ряда журналов и знакомит аудиторию с историей журнала «Современник» (роль Белинского, Некрасо­ ва вплоть до прихода в журнал Чернышевского). В лекции раскрывается обусловленность и смысл споров о назначении литературы и искусства, споров о художественном методе, о ха­ рактере связей между искусством и жизнью и т д (статьи сторонников теории «чистого искусства» - Дружинина, Ботки­ на, и с другой стороны-Белинского, Герцена, Некрасова). гэт>' лекц,п® включается материал, связанный со спорами о I оголе, о «Мертвых душах» (Белинский — К. Аксаков_Ше- вы,рев и др.), и рассматривается он как конкретное выражение социально-общественной, идеологической борьбы 40-\ ГОдов В лекции намечены общие контуры этих споров и показано их значение, дана соответствующая оценка позиций спорящих сторон. Основу этой лекции составляет обзор прозы 40-х — начала 50-х годов. Особое внимание уделяется «натуральной школе» Устанавливается закономерность появления «натуральной шко­ лы» как нового этапа в развитии реалистической литературы с ярко выраженными критическими тенденциями; дается объяс­ нение самого термина, рассматривается история «натуральной школы», суть этого литературного явления, эстетические прин­ ципы, содержание литературной борьбы вокруг гоголевского направления и т. д. Выясняется роль Белинского и Некрасова как издателей сборников «Физиология Петербурга» и «Петер- ургский сборник», значение их статей и рецензий, связанных с этими сборниками, роль Белинского как теоретика «нату­ ральной школы». 1 То обстоятельство, что проза 40-х и начала 50-х годов раз­ 8

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=