Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.
с 1 моп их методологии подхода к пушкинскому насле- д Г в умеинп видеть историческую перспективу, преемствен- „ в историко-литературном развитии. 0-, п из Чем семинара — о месте «Евгении Онегина» в рус ской и мировой литературе-носит общин характер и смени „слегка тли ра зработки. По мы полагаем что, наряду с тема ми совершенно иного характера, гораздо более узкими и кон кретными, возможна разработка и такой общей темы, позво ляющей понести разговор о весьма актуальных теоретических проблемах и, в частности, о проблеме развития реализма в мировом литературе, своеобразия его отдельных этапов, спе цифики русского критического реализма. Большинство тем семинарских занятий связано непосредст венно с анализом романа, его творческой историей, образами, композицией, особенностями стиха, языка, стиля. Работая над этими темами, студенты широко используют то новое, что внесло советское литературоведение последних десятилетий в изучение п уш к и н с к о г о романа. 1ак, готовя доклады по темам «Образ Евгения Онегина» или «Татьяна — пушкинский идеал русской женщины», они продумывают вопрос о том, чем же обогатили наше представление о героях пушкинского романа как материалы прошедшей дискуссии, так и работы, появив шиеся после нее и вобравшие в себя ее отзвуки, что ценно в этих материалах для школьного преподавания. Студентка А. Зорина, выступившая с докладом «Образ Евгения Онегина» на одном из семинарских занятий этого учебного года (1<Ш8/(Ю), выделила, например, проблемы слож ности и многогранности образа центрального героя романа, связав это со своеобразием пушкинского реализма, пушкин ского изображения человеческой личности; эволюции Онегина, его взаимоотношений с другими героями; национальных черт Онегина. Сложность и многогранность онегинского характера, «пезамкпутость» его в сюжетном течении романа —одна из причин постоянных споров, ведущихся вокруг этого образа. Очень оживленно прошло обсуждение сравнительно мало разработанной проблемы национальных черт в характере Оне гина — по поводу статьи, специально посвященной этому вопро су.7 В разгоревшемся споре были высказаны самые противоре чивые суждения, для доказательства их привлекались произ ведения зарубежной литературы начала XIX в., рисующие образы молодых людей, «героев времени». Быть может, в Дальнейшем стоит посвятить этой интересной проблеме специ альное замятие. Разумеется, все доклады, касающиеся анализа романа, так или иначе затрагивают важнейшую—и сложнейшую — проблему художественного метода, своеобразия реализма «Евгения Онегина», его народности, проблему мировоззрения великого поэта. Вне этих проблем нельзя понять ни образов 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=