Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

4. Как определяет Белинский истоки, корни и признаки реа­ лизма? 5. Какие жанры реалистической литературы Белинский счи­ тает ведущими и почему? 6. Проследите предложенную Белинским историю русской повести и отметьте те черты, которые подготовили повести Гоголя. 7. Какие отличительные особенности повестей Гоголя отмече­ ны в статье? 8. Проанализируйте одну из повестей Гоголя, покажите, как конкретно проявились в ней указанные Белинским особенности художественного метода Гоголя, черты его реализма, его стиля. 9. Какие теоретические положения в статье Белинский фор­ мулирует как материалист и какие рассуждения ведутся им на идеалистической основе? В пределах следующей недели читается последняя лекция о Гоголе, проводится практическое занятие по анализу текста «Мертвых душ» и читается обзорная лекция (первые 2 ч.) «Ли­ тературно-общественное движение 40-х — начала 50-х годов XIX в.». Па одном практическом занятии невозможно всесторонне исследовать художественную структуру этого сложнейшего произведения. Й тем не менее можно, выбрав какой-то один аспект, так направить анализ, чтобы студентам открылось худо­ жественное совершенство «Мертвых душ», единство содержа­ ния и формы в этом произведении, неповторимая оригиналь­ ность гоголевского стиля. В начале занятия студенты без затруднения определяют проблематику произведения, конфликты, разбираются в системе образов. Затем всю работу над текстом мы подчиняем какой-то одной проблеме. Например, выясняем, как в решении проблемы разложения крепостнической системы раскрывается идея произ­ ведения, его антикрепостнический пафос, как в художественной ткани «Мертвых душ» проступает авторская позиция, гоголев­ ская субъективность (уже известный студентам термин Белин­ ского). Выявив обусловленность проблематики идейным замыс­ лом. студенты затем устанавливают зависимость, подчинен­ ность этому замыслу и направлению в решении рассматривае­ мой нами проблемы всем системы художественных средств произведения. Обращается внимание на то, как Гоголь наме­ ренно усиливает впечатление непохожести помещиков друг па друга, подчеркивает индивидуальное своеобразие каждого ха­ рактера и в этой непохожести, в этом разнообразии черт выделяет такие, которые и несут в себе признаки вырождения, деградации сословия и обреченности крепостнического строя. Выявляется роль художественной детали. Студенты выясняют, почему фигура Плюшкина завершает собою эту7 галерею, уста­ навливают различие в художественных принципах создания

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=