Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.
4. Как определяет Белинский истоки, корни и признаки реа лизма? 5. Какие жанры реалистической литературы Белинский счи тает ведущими и почему? 6. Проследите предложенную Белинским историю русской повести и отметьте те черты, которые подготовили повести Гоголя. 7. Какие отличительные особенности повестей Гоголя отмече ны в статье? 8. Проанализируйте одну из повестей Гоголя, покажите, как конкретно проявились в ней указанные Белинским особенности художественного метода Гоголя, черты его реализма, его стиля. 9. Какие теоретические положения в статье Белинский фор мулирует как материалист и какие рассуждения ведутся им на идеалистической основе? В пределах следующей недели читается последняя лекция о Гоголе, проводится практическое занятие по анализу текста «Мертвых душ» и читается обзорная лекция (первые 2 ч.) «Ли тературно-общественное движение 40-х — начала 50-х годов XIX в.». Па одном практическом занятии невозможно всесторонне исследовать художественную структуру этого сложнейшего произведения. Й тем не менее можно, выбрав какой-то один аспект, так направить анализ, чтобы студентам открылось худо жественное совершенство «Мертвых душ», единство содержа ния и формы в этом произведении, неповторимая оригиналь ность гоголевского стиля. В начале занятия студенты без затруднения определяют проблематику произведения, конфликты, разбираются в системе образов. Затем всю работу над текстом мы подчиняем какой-то одной проблеме. Например, выясняем, как в решении проблемы разложения крепостнической системы раскрывается идея произ ведения, его антикрепостнический пафос, как в художественной ткани «Мертвых душ» проступает авторская позиция, гоголев ская субъективность (уже известный студентам термин Белин ского). Выявив обусловленность проблематики идейным замыс лом. студенты затем устанавливают зависимость, подчинен ность этому замыслу и направлению в решении рассматривае мой нами проблемы всем системы художественных средств произведения. Обращается внимание на то, как Гоголь наме ренно усиливает впечатление непохожести помещиков друг па друга, подчеркивает индивидуальное своеобразие каждого ха рактера и в этой непохожести, в этом разнообразии черт выделяет такие, которые и несут в себе признаки вырождения, деградации сословия и обреченности крепостнического строя. Выявляется роль художественной детали. Студенты выясняют, почему фигура Плюшкина завершает собою эту7 галерею, уста навливают различие в художественных принципах создания
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=