Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

библиографическим \к ; п а и . 1 ям), то работы первого типа изу­ чаются всеми \ ч;импиками семинара без исключения. Среди этих работ одна каске и я биографии и творчества Пушкина в целом— «Введение и изучение биографии и творчества Л. С. Пушкина/, помещенное в пушкинском «Семинарии».4 Студентам дается ладанно: подготовить карточки указанных работ монографическою характера, написав на них точные данные о пособии и краткую его аннотацию; одновременно студент должен состоишь тезисы пли конспекты тех страниц Данных пособии, которые непосредственно касаются избранной нм темы. Таких карточек, по числу рекомендованных работ, составляется И)." Несколько часов выделяется для проверки содержания карточек, сопоставлении нескольких из них, напи­ санных по одной и то и же работе, с целью выявления лучших, образцовых. В ходе -лпи работы студенты отрабатывают своп навыки в составлении аннотаций, тезисов, конспектов, учатся находить и отбирать необходимый им материал в научной литературе. Идет оживленное обсуждение литературоведческих исследовании, выявляются их возможные типы, своего рода «жанры» литературоведения, знакомство с которыми у студен- т°в, как правило, оставляет желать много лучшего, выявляется своеобразие подхода того или иного ученого к пушкинскому произведению. К сожалению, в условиях Тулы нет возможно­ сти достать некоторые необходимые студентам пособия по ряду частных проблем. Особенно это касается статей в «Ученых за­ писках», изданных I! различных городах страны, некоторых изданий 30-х годов. Эго обстоятельство очень осложняет ра- °°ту, приходится обращаться к помощи межбиблиотечного абонемента, па это уходит много времени, да и заказы выпол­ няются не во всех случаях. На данном этапе работы мы ежегодно организуем экскур­ сию в областную библиотеку нм. В. И. Лепина. Большой друг Нашего семинара библиограф М. Б. Михаиовская знакомит студентов с правилами библиографирования, рассказывает 0 типах пушкинских изданий, тут же демонстрируя их; сту­ денты рассматривают различные издания романа, разнообраз­ и е иллюстрации к нему. Библиотека располагает несколькими экземплярами альманаха «Северные цветы» с прижизненными публикациями Пушкина, смирдинскнм сборником «Новоселье» (ч. I, 1833) с опубликованным там впервые «Домиком в Ко­ ломне», несколькими прижизненными изданиями пушкинских произведений, в числе которых — выпуски 3 и 8 глав «Евгения Онегина». Нужно ли говорить, с каким волнением студенты Перелистывают страницы тех книг, которые лют держать в ру­ ках сам Пушкин! Экскурсия в библиотеку вызывает неизмен­ ный интерес участников семи пара, надолго запоминается нм, способствует воспитанию качества, без которого нельзя себе представить учителя-словесника—любви к книге, ни с чем не 5* 67

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=