Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

*истории искусств», привлекать «Историю эстетики. Памятники Ч мировой эстетической мысли» и др. пособия. Когда лучше давать обзор литературы: в начале курса или же при чтении отдельных разделов? Мне представляется, что общую для всего курса литературу (например, труды *классиков марксизма-ленинизма) рекомендовать во вступи­ тельной лекции, когда речь пойдет о задачах и содержании курса, а литературу по отдельным разделам уместно про­ реферировать при чтении лекций но этим разделам. При разработке курса исключительно важное значение бу­ дет иметь наследие классиков марксизма-ленинизма. Ленин­ кое учение о трех поколениях революционеров и о наличии двух национальных культур в буржуазном обществе, конкрет- ’ ные оценки К. Марксом и Ф. Энгельсом Добролюбова и Чер- иышевского, неоднократные высказывания В. И. Лепина о Бе­ линском, Чернышевском и Добролюбове — все это должно стать методологической основой курса. В программе спецкурса предусмотрены четыре имени, одна- ' ><о это не значит, что Не следует, где это уместно, привлекать глубокие суждения по тем или иным вопросам Герцена, Нек­ расова, Салтыкова-Щедрина. Они тоже являются представнте- Лями революционно-демократической эстетики, однако их за- чималм не столько теоретические проблемы эстетики, сколько практическое применение основных положений материалистиче­ ской эстетики при объяснении новых явлений в литературе, ' страстная защита этих принципов. Спецкурс читается лекцпопно, однако лекционный метод не исключает других методов и приемов работы. Возможно, иа- пример, практиковать сообщения студентов по отдельным акту­ альным, а иногда спорным вопросам (полемика вокруг «Гро- ЗЬ1>>» трактовка Писаревым трактата Чернышевского по эстети- i Ке 1 Др.)» коллективная работа над той или иной статьей. Так, Для выяснения вопроса о народности важно поработать над с 1 зтьямп «.О степени участия народности в развитии русской 1 литературы» н «Не начало ли перемены?», для решения же проблемы положительного героя в литературе 60-х годов многое Дает статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?». * ■'спеху работы содействует правильная организация учета ¡ Иа11!.|и студентов. Нужно вести строгий учет посещаемости за- *мЯТИи' имсть в виду активность студента, требовать знания ) д ''1н‘Мума обязательной литературы. В минимум, как мы ви- ' V» входит много произведений Белинского, Чернышевского, !' ц.” Фолюбова и Писарева, которые рекомендуются также в об- Весм кУРсе литературы. По это не должно нас смущать Из- пра™0, ЧТ0 пРогРаммный минимум по литературе XIX века, как 1ВаетИЛ0’ Пе осваивается студентами, временами это оказы- : с ся непосильным требованием из-за перегрузки студентов. I лично практикую собеседование со студентами по-отдель- 53

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=