Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

Значительное место п обзорной лекции следует отводить журналистике и критике изучаемого периода. Это позволяет наглядно представить официальную политику в отношении литературы; позиции общественно-политических течении, про­ грамма которых выразилась в направлении отдельных лите­ ратурных журналов, альманахов, газет; расстановку борющих­ ся литературных течении. Знакомство с обстоятельствами возникновения и с содержанием ряда литературных полемик поможет студентам не только ясно представить себе атмосфе­ ру литературно-общественной жизни этих лет, ио и ощутить связь между литературой и коренными социально-обществен­ ными проблемами, понять конкретно-историческую обуслов­ ленность постановки того или иного историко-литературного или литературно-эстетического вопроса, убедиться в том, что в литературе нет частных, случайных и мелких проблем. Ядро лекции, ее центр, на мой взгляд, должен составлять обзор прозы, поэзии и драматургии изучаемого периода. Сооб­ щаются имена, названия произведении, гемы, проблемы, опре­ деляющие содержание литературного процесса на данном этапе, выясняются причины, обусловившие постановку и реше­ ние именно этих тем и проблем. Необходимо обратить внима­ ние на жанры, которые преимущественно разрабатываются в прозе, поэзии, драматургии, и дать объяснение причин, вызвав­ ших преобладание определенных жанров. Так, можно выявить соотношение между поэзией, прозой, драматургией в пределах рассматриваемого периода, увидеть общие тенденции их раз­ вития, сделать выводы относительно закономерностей развития художественного метода. Подробнее освещаются в обзорной лекции произведения писателей, сыгравших важную роль в истории литературы, но творчество которых монографически в лекционном курсе не изучается2. Как и предлагает Программа, в обзорных лекциях следует знакомить студентов с другими видами искусства, демонстри­ руя отдельные произведения, и обращать внимание па общие закономерности развития литературы, живописи, музыки и т. д. в определенную эпоху. Более конкретное рассмотрение, произве­ дений смежных искусств удобнее перенести на практические и семинарские замятия. Библиография по теме обзорной лекции мною обычно сооб­ щается перед началом изучения темы (при этом я показываю студентам некоторые книги, журналы и другие издания, кото­ рые можно найти в Туле); ссылки на источники, критический анализ рекомендуемых книг, статей и учебных пособий делают­ ся в процессе чтения лекции. В статье мне хотелось бы, конкретизируя общие положения, рассказать об испытанной мною па практике и, как мне кажет­ ся, оправдывающей себя системе работы над изучением русской литературы 40-х и начала 50-х голой XIX в.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=