Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

тельности» — важные вехи в развитии эстетических взглядов великого мыслителя. Подобного рода сопоставления, сравне­ ния в освещении эволюции взглядов отдельного представителя эстетической мысли и в целом при освещении тех или иных эстетических понятий и категорий вызызают у студентов по­ вышенный интерес. В трактовке некоторых вопросов эстетики и литературной критики Чернышевским и Добролюбовым иногда бывает труд­ но провести разграничительные линии, настолько близки эти мыслители по мировоззрению (проблема положительного героя, понятие народности литературы, взаимосвязь народной поэзии и письменной литературы и многое другое). Не то мы наблю­ даем у Писарева. Его иедолгая жизнь изобилует резкими поворотами в политических и философских взглядах. Если бы меня спросили: «Каково было мировоззрение Писарева?», я бы попросил уточнить: о мировоззрении какого периода его жизни идет речь? Как говорят, истина конкретна, в данном случае эта конкретность особенно важна. В революционно-демократическом лагере Д. И. Писарев занимает особое место. Его полемика с Велпнским в оценке Пушкина («Белинским и Пушкин»), чего мы не наблюдаем пн Чернышевского, ни у Добролюбова, дискуссия с Добро­ любовым о «Грозе» Островского, особенно в трактовке образа Катерины («Мотивы русской драмы»), с кругом «Современни­ ка» в оценке «Отцов и детей» Тургенева («Базаров», «Реалис­ ты»), своеобразное истолкование трактата Чернышевского об искусстве («Разрушение эстетики»)— все это наглядное сви­ детельство серьезных разногласий внутри демократического лагеря в трактовке ряда эстетических и историко-литератур­ ных проблем («Раскол в нигилистах»). Обо всем этом при­ ходится говорить «во весь голос», чтобы воссоздать правдивую картину идейной борьбы 60-х годов. Студенты очень затрудняются в понимании «теории реа­ лизма» Писарева. Они привыкли термин «реализм» рассмат­ ривать как творческий метод искусства, Писарев же вклады­ вает в пего более широкое понятие, рассматривая его как яв­ ление мировоззрения. Нужно будет обязательно сказать о наличии различных точек зрения в оценке Писарева (В. Кирпотин, А. Н. Маслин. Л. Плоткин), высказать свое отношение к ним, четко опреде­ лить свою позицию. На спецкурс я отвожу 40 часов. Распределяются они сле­ дующим образом: введение — 2 часа, Белинский — 12 часов, Чернышевский — 12 часов, Добролюбов —6 часов, Писарев — 6 часов, заключение —2 часа. Содержание спецкурса Е Ввведенпе. 4 Заказ 12609 49

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=