Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

ной литературы». «Основная идейно-художественная Задача специального^ курса,-пишет А. И. Р е в я к и н ^ = ча^ся в формировании здоровых эстетических вкусов оздщих И1™? пей художественной литературы». А формирование «здоров эстетических вкусов не может быть вне глубокого о ^ я см н м принципов классовости, народности и партийности искусства 11 ЛЗадача^^нашего специального курса — познакомить студен­ тов с богатством эстетической мысли в России, которое заклю­ чено прежде всего в наследии революционных демократов. Именно революционные демократы разработали теорию реа- тизма и страстно боролись за претворение в жизнь принципов реалистического искусства. С позиции передовой материалисти­ ческой эстетики, которая явилась вершиной эстетической мысли д ом ГрксоваТпериода, они оценили искусство и литературу про- шлого настоящего и указали пути их дальнейшего развития Если в истории революционной мысли в России революционные демократы^Явились предшественникам,! русской социал-демо­ кратии то в развитии эстетической мысли они оказались пред шествеиннкамн марксистско-ленинской эстетики. Читая курс, необходимо показать движение эстетической мысли в России в период 30—60-х годов. Известно, что в эгп десятилетия в «чистом виде» существовали две эстетические системы: материалистическая и идеалистическая. Они развива­ лись не параллельными рядами, а в ожесточенной оорьбе, в пересечении и взаимодействии. Следовательно, в трактовке эстетических категорий, при оценке творчества писателен и от­ дельных произведений искусства нам предстоит обращаться к теоретикам «чистого искусства», выходить за грани эстетик революционных демократов в широкий мир эстетнческ л у """движение эстетической мысли совершалось ^ времени, а время предъявляло свои требования к искусе У- ‘ обоГаш.а- ставляется важным проследить, как УТВ|Р *Л “ "“ апр1Шер лись принципы реализма. Во времена Велинск » ? п пафос обличения становился господствующей теп оле^_ мистического искусства. На эти годы и падает ра ц ггой сатиры В 60-х годах обстоятельства изменились, револю- мпопная ситуация поставила перед искусством и литературой, Готменяя прежних, новые задачи. Теперь уже нельзя было ограничиться только негативным показом Действительноегп, попиос «кто виноват?» заменен был вопросом «что дел . • • Тиос"ановкой вопроса «что делать?» не менее важно было ответить и на вопрос «кто должен д а а т ьЬ . тельного героя в новых исторических условиях становится важнейшей 1 Успешное разрешение этой пРоб^ “бь‘ “!’“ Лпере многом от ее теоретических обосновании 1 ребовалось пере осмыслить учение Белинского о типическом. В ею трактовке 47

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=