Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

С образом паруса у В. Катаева связана идея исторической преемственности поколений [(традиции М. Лермонтова), од­ нако, в отличие от лермонтовского образа, у Катаева он на­ полняется новым, жизнеутверждающим пафосом. Студентам предлагается сопоставить содержание паруса как символа борь­ бы за свободу у М. Лермонтова и у В. Катаева. В советской детской литературе романтика и юмор служат средством утверждения прекрасного в жизни людей, воспиты­ вают в человеке «мировоззрение гуманиста»8. Неповторимые в каждом индивидуальном проявлении, романтика и юмор вы­ ступают в произведениях писателей как сюжетно-композицион­ ные средства раскрытия идейного замысла, характера героев, перспектив их развития. Проникнуть в специфику романтики и юмора советской детской литературы помогает изучение твор­ чества А. П. Гайдара. С этой целью на практические занятия выносятся произведения советского писателя, воплощающие в себе как героическую, так и трудовую романтику («Военная тайна», «Голубая чашка»). Вот примерный план к теме «Роман­ тика и юмор в произведениях Гайдара: 1. Гайдар о задачах воспитания нового поколения. 2. Героика революционной борьбы и труда как воспитываю­ щие факторы. 3. Романтика и юмор как средство раскрытия детских ха- рактеров. 4. Сущность романтики и юмора Гайдара. Занятие носит комбинированный характер. Индивидуальные сообщения по наиболее сложным вопросам чередуются с фрон­ тальным обсуждением. Освещается цель творчества Гайдара — воспитание «краснозвездной гвардии» (воспроизводятся личные высказывания писателя, воспоминания его друзей и близ­ ких). Постановка этого вопроса определяет путь идейно-художе­ ственного анализа произведений Гайдара. Студентам предла­ гается раскрыть историю создания повестей «Военная тайна» и «Голубая чашка», осветить их проблематику. Анализируется «Сказка о Мальчпше-Кибальчише», обусло­ вившая заглавие и идейное содержание повести «Военная тай­ на». Сближение же сказочного героя с реально действующими дает возможность ярче раскрыть необыкновенное в характерах советских людей — героях повести. Определяем реальный сю­ жетный план произведения (мирное социалистическое строи­ тельство, счастье советского детства), затем студентам пред­ лагается раскрыть внесюжетную линию «Военной тайны» — ' воспроизведение героического прошлого советского народа, борьбы за свободу на Западе, а в связи с этим внутренний об­ лик героев — Марины Маргулпс, Влады Дашевской. Устанав­ ливаем, что их образами А. Гайдар утверждает мировое зна­ чение идей революции, интернациональные связи советской

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=