Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

гуманизм, товарищество). Игровая форма стихотворения, его скрытая дидактика, непринужденность беседы, разнообразные индивидуальные оттенки детской речи — особенности С. Ми­ халкова, отличающие его от Маяковского в раскрытии одной темы — темы труда. Читатель незаметно подходит к постиже­ нию простои и важной истины: «Мамы разные нужны. Мамы всякие важны». В работе над советской детской поэзией, особенно над мо­ нографическими темами («Мастерство стиха А. Барто»), нами практикуется обзор имеющейся критической литературы с ее оценкой. Это вырабатывает у студента самостоятельность суж­ дений. На итоговом занятии но поэзии нами прослушивалось зара­ нее подготовленное сообщение на музыкально-литературную тему: «Детская поэзия в музыке современных композиторов (Раухвергер, Красин, Левитин — на стихи С. Маршака, А. Бар­ то, К. Чуковского)». Опыт показывает, что на уроках литературы студенты-прак­ тиканты при анализе произведения пли упускают из вида мас­ терство писателя, или рассматривают его в отрыве от автор­ ской концепции. Наша цель — помочь студентам найти в круп­ ных прозаических произведениях то ведущее, что должно явить­ ся стержнем его идейно-художественного анализа. Этим неред­ ко обусловлена тема практического занятия, например: «Парус как символ борьбы и художественное средство изображения в тетралогии В. Катаева «Волны Черного моря». Парус — символическая художественная деталь у В. Ка* таева7. С нею связано раскрытие основной проблемы — форми­ рование характера нового человека тюд влиянием идей револю­ ции. Образ паруса, неоднократно повторяющегося в ходе пове­ ствования, предваряет изображение политических событий, по­ могает раскрыть эволюцию характеров взрослых и детей, уси­ ливает романтику революционной борьбы в тетралогии В. Ка­ таева. В связи с разрешением поставленной проблемы студентам предлагается: 1. Раскрыть последовательность политических событий а России, а также за границей (свидетельство мирового значе­ ния идей революции), руководящую роль Лепина в подготов­ ке революции («Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи». «Зимний ветер»). 2. Показать художественное воплощение образов паруса и моря в характерах взрослых и детей ¡(Жукова, Терентия, Гав­ рика, Пети, Павлика, Василия Петровича). 3. Раскрыть суть юмора и сатиры в произведениях В. Ка­ таева. 4. Показать нравственный облик советских людей в повести «За власть Советов». 42

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=