Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

личных профессий. Этим обусловлен эмоциоиалыю-оптимнстн- ческнй пафос произведения. В размышлениях подростка, пред­ ставляющего себя то инженером, то врачом, то шофером, то рабочим и т. д., воплощается идея стихотворения. «Хороший дом, большущий дом Ни все четыре стороны, И заживут ребята в нем удобно и просторно»л Эти и подобные им строки, естественно и непринужденно вплетающиеся в рассказ, с убедительной настойчивостью под­ черкивают одну п ту же мысль: труд для общества — вот ра­ дость, смысл жизни человека. Рефрен — «пусть меня научат», «столяру хорошо, а инжене­ ру лучше» и др.— ощутимо раскрывает увлекательность различ­ ных профессий, утверждает необходимость обучения каждой из них. Стихотворение проникнуто романтикой преобразований. В нем прославляется сила человеческого разума, утверждает­ ся идеал будущего. А. Ивпч справедливо отмечал, что в данном стихотворении -«замечательно и умение Маяковского, отвечая поэтическим словом на заданные им вопросы детей, воспиты­ вать в них стремление вырасти «петыми сплачами-коммуниста- ми»5. Студентам предлагается в процессе прослушивания звуко­ записи этого стихотворения определить художественные сред­ ства раскрытия процессов труда (аллитерация, повторения, ас­ сонанс, ритмика, звукоподражания, гипербола). При этом от­ мечается обусловленность приемов изображения особенностя­ ми детской психологии (вопросно-ответная форма, игровое на­ чало, эмоциональность изложения, выделение интересного в разных профессиях). С этим стихотворением особенно удобно сопоставить близ­ кое по тематике, но отличтое по средствам раскрытия общей проблемы стихотворение С. (Михалкова «А что у Вас?» (1935 г.). В нем также идет речь о важности различных профессий. Од­ нако, в отличие от В. Маяковского, дидактическая мысль у Ми­ халкова не акцентируется, она незаметно вкрапливаегся в по­ вествование. Труд советского человека на пользу родине ут­ верждается не в монологической, как у В. Маяковского, а в диалогической форме. Поэт незаметно подводит игровую бе­ седу детей к важному разговору о ценности работы каждой из мам. А. Ивнч справедливо отмечает: «Дети очень чутки к ин­ тересам, тональности среды, в которой они растут, и, может быть, не сознают, но чувствуют, что самое важное и убедитель­ ное доказательство высоких достоинств мамы — ее работа»6. В стихотворении С. Михалкова изображается коллектив со­ ветских детей, воплотивший в своем поведении нормы социа­ листической нравственности (чувство собственного достоинства, 41

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=