Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.
личных профессий. Этим обусловлен эмоциоиалыю-оптимнстн- ческнй пафос произведения. В размышлениях подростка, пред ставляющего себя то инженером, то врачом, то шофером, то рабочим и т. д., воплощается идея стихотворения. «Хороший дом, большущий дом Ни все четыре стороны, И заживут ребята в нем удобно и просторно»л Эти и подобные им строки, естественно и непринужденно вплетающиеся в рассказ, с убедительной настойчивостью под черкивают одну п ту же мысль: труд для общества — вот ра дость, смысл жизни человека. Рефрен — «пусть меня научат», «столяру хорошо, а инжене ру лучше» и др.— ощутимо раскрывает увлекательность различ ных профессий, утверждает необходимость обучения каждой из них. Стихотворение проникнуто романтикой преобразований. В нем прославляется сила человеческого разума, утверждает ся идеал будущего. А. Ивпч справедливо отмечал, что в данном стихотворении -«замечательно и умение Маяковского, отвечая поэтическим словом на заданные им вопросы детей, воспиты вать в них стремление вырасти «петыми сплачами-коммуниста- ми»5. Студентам предлагается в процессе прослушивания звуко записи этого стихотворения определить художественные сред ства раскрытия процессов труда (аллитерация, повторения, ас сонанс, ритмика, звукоподражания, гипербола). При этом от мечается обусловленность приемов изображения особенностя ми детской психологии (вопросно-ответная форма, игровое на чало, эмоциональность изложения, выделение интересного в разных профессиях). С этим стихотворением особенно удобно сопоставить близ кое по тематике, но отличтое по средствам раскрытия общей проблемы стихотворение С. (Михалкова «А что у Вас?» (1935 г.). В нем также идет речь о важности различных профессий. Од нако, в отличие от В. Маяковского, дидактическая мысль у Ми халкова не акцентируется, она незаметно вкрапливаегся в по вествование. Труд советского человека на пользу родине ут верждается не в монологической, как у В. Маяковского, а в диалогической форме. Поэт незаметно подводит игровую бе седу детей к важному разговору о ценности работы каждой из мам. А. Ивнч справедливо отмечает: «Дети очень чутки к ин тересам, тональности среды, в которой они растут, и, может быть, не сознают, но чувствуют, что самое важное и убедитель ное доказательство высоких достоинств мамы — ее работа»6. В стихотворении С. Михалкова изображается коллектив со ветских детей, воплотивший в своем поведении нормы социа листической нравственности (чувство собственного достоинства, 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=