Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

особенности детского стиха. Этому способствует прослушивание звукозаписей произведений поэтов. Для советской детской литературы характерно ярко выра­ женное чувство историзма, обусловленное интересом поэтов и прозаиков к узловым, переломным событиям в истории совет­ ского общества (годы революции, гражданская война, социа­ листическое строительство). И это не случайно. Творчество со­ ветских писателей окрылено тем главным, чем живет Родина. Характерным в их произведениях являются темы героической борьбы и труда, формирование характера нового человека. С целью раскрытия творческой индивидуальности писателей в решении общих проблем нами выносятся на практические за­ нятия, наряду с монографическими, вопросы и темы проблем­ ного характера. Например: 1. Сатира и юмор в произведениях В. Маяковского для де­ тей. 2. Тема труда в творчестве В. Маяковского и С. Михалкова; 3. Образ положительного героя в поэзии С. Маршака 1 С. Михалкова. 4. Тема детства у М. Горького и А. Толстого. 5. Особенности драматургии С. Маршака и С. Михалкова. При этом, по мере возможности, нами учитывается школь­ ная программа: в план занятий включаются произведения поэ­ тов и писателей, с которыми па следующий! год студенты встре­ чаются на практике (С. Михалков — «В музее Ленина», С. Мар' шак—«Рассказ о неизвестном герое», В. Катаев — «Белеет па­ рус одинокий»). Произведения рассматриваются в единстве со­ держания и формы, в связи с историей их создания. .Вот примерный план занятия «Тема труда в творчестве В. Маяковского и С. Михалкова»: 1 . Основное направление в раскрытии темы труда в твор' честве поэтов («Сказка о Пете, толстом ребенке и Симе, кото­ рый тонкий», «Гуляем», «История Власа, лентяя и лоботря­ са», «Хрустальная ваза»). 2. История создания и проблематика произведений «Конь* огонь», «Кем быть» В. Маяковского, «А что у Вас?», «Дани-1,1 Кузьмич» С. Михалкова. 3. Общее и отличное в художественных средствах изобра^’ ния у В. Маяковского и С. Михалкова. Последние произведения подвергаются наиболее глубоком) анализу: в них особенно ощутимо выражено преобразую^1, значение труда, его коллективный характер, показан труд каЬ дело чести, доблести, геройства, создан образ советского 1$е' ловека —труженика, творца, преобразователя. Устанавливаем, что стихотворение В. Маяковского быть?» (1929 г.) было создано в годы бурного строительств социализма, когда, в связи с лозунгом «Кадры решают все* необходимо было призвать молодое поколение к освоению ра3 40

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=