Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

“ Г - , 0 , ^ . ? в . ТГ ^ ао Г ОЮ “ О '- а п р П е Т Г , стого «Воскресение») - ^ ^ " о ' б ы ' Г о Ц ! ! ; Гсвоёч/общем' В нстооикоа-!ит?ЛеПИе Д?НП0Й эпохп* чтобы «вписывалось» в а ж е Т п ! РаТУР11Ы11 процесс, воспринималось бы как вы- Х неповторимых чертах закономерности развн- ' литературы и одновременно характеризовало бы писателя его социально-общественные, литературно-эстетические позиций в литературном движении эпохп. Поэтому всякая обзорная лек- ипя может выполнить свое назначение не сама по себе, а только в системе занятий по теме (обзорная лекция, лекция моногра­ фическая, семинарские или практические занятия, коллоквиумы, зачетные задания и т. д.), Голько в этой системе и можно обосно­ ванно отобрать нужный для обзорной лекции теоретический, фак­ тический идругой материал, соблюсти необходимые пропорции. Каждая обзорная лекция, хотя и заключает в себе нечто об­ щее, роднящее ее с другими ей подобными, не может и не должна строиться но одинаковой композиционной схеме; содер­ жание лекции, отбор и организация материала определяются самим содержанием литературного процесса на каждом истори­ ческом этапе, состоянием его изученности в данный период, на­ личием специальных исследований но ряду вопросов, характе­ ром освещения в вузовских учебниках, а также конкретными задачами изучения курса истории русской литературы XIX в. на филологическом факультете педагогического института. Какие вопросы '(в той или иной степени полноты) должны быть освещены в обзорной лекции? Прежде всего, нужно установить связь рассматриваемого периода истории литературы с историей освободительного дви­ жения (декабристский, революционно-демократический, проле­ тарский этапы) и соответственно этому выяснить, какие исто­ рические события и как влияли на развитие и состояние лите­ ратуры этих лет. Важно определить характер основных соци­ ально-общественных конфликтов данной эпохп, соотношение борющихся общественно-политических сил (лагерей) и их сущность (Необходимость эта диктуется тем, что из учебных ГпФилологического факультета пединститутов совершенно бор ихся су ность. ( — Ф - - ™ исключены курсы русской I | . ликтов (исключая всякое конкретное выражение эш. „'„остерегая студентов от этой упрощение, вульгаризацию и 1 течений, направлений, онаености!) ‘ борьбе литер выяв„ть ведущую тендеи- школ II т. Д. при этом новое что ПОЯВПЛос_ П показать объективные „ цию ^ “развитии литературы, то повое, ратуре на данном этапе, ные предпосылки п этого нового. появил ь в лнте- »ектнвные I обусловившие закономерность 4

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=