Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.
этом случае можно донести идейно-художественное содержа ние произведений до сознании юных читателей, надолго сдру жить детей с литературными героями. Цель вузовского курса «Детская литература» — научить бу дущего учителя-словесника вживаться в текст произведения, осознать взаимосвязь всех его композиционных элементов, обус ловленных авторским замыслом, и тем самым овладеть мето дами целостного идейно-художественного анализа. Этому во многом способствуют практические занятия, на которые нами выносятся темы, опущенные в лекционном курсе (К. Чуков ский, А. Барто и др.), произведения, требующие по своей идей но-художественной значимости тщательного анализа («Военная тайна» Гайдара, «За власть Советов» В. Катаева). В пашей статье мы остановимся на отдельных моментах в организации практических занятий по детской литерату ре на 2 курсе историко-филологического факультета (16 ча сов) . Первое занятие мы посвящаем изучению теоретических ста тей <М. Горького о детской литературе, утверждающих ленин ский принцип партийности и народности,— «Горький — теоре тик советской детской литературы». (В процессе занятия уясня ются требования к содержанию и форме произведений для де тей. Нами заслушиваются индивидуальные сообщения по та ким вопросам, как: 1) М. Горький о содержании советской детской литературы («Литература — детям», «О темах»). 2) М. Горький о специфике детских произведений («Чело век, уши которого заткнуты ватой», «О безответственных лю дях и детской книге наших дней», «О сказках»). 3) Связь теоретических положений Горького с постановле ниями партии и правительства о детской литературе. Наряду с сообщениями по указанным темам в ходе заня тия проводится фронтальная беседа по наиболее сложным про блемам. Требования Горького к детской литературе помогают студентам уяснить задачи, стоящие перед советскими детскими писателями: утверждение прекрасного в жизни людей средства ми искусства, борьба против темного, отжившего, создание в литературе образа нового советского человека, свободомысля щего, творчески деятельного, связь с современной действитель ностью. «Природе ребенка,— пишет Горький,— свойственно стремление к яркому, необычному. Необычным и ярким у нас в Союзе является то новое, что создает революционная энер гия рабочего класса»3. Теоретические положения Горького о детской литературе углубляются на последующих занятиях в процессе анализа требований А. Толстого, С. Маршака к ли тера 17 ре. В связи с изучением «Заповедей» К. Чуковского, идейно художественным анализом его сказок, студентами уясняются 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=