Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

//. Л. КАШТАНШ ИЗ ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИИ ПО КУРСУ «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА» Среди богатейшего арсенала педагогических средств, при­ званных помогать учителю в воспитании молодого поколения, важное место занимает детская литература. Она дает возмож­ ность проникнуть в глубины действительности прошлого и на­ стоящего, развивает чувство ответственности за претворение в жизнь идеалов Октября, помогает формировать духовно бо­ гатых, красивых людей коммунистического завтра. 1 Разнообразные но жанрам и тематике произведения совет­ ских детских писателей в лучшем их проявлении органически сочетают в себе значимость содержания и совершенство формы. Этим обусловлено их действенное влияние на читателя. «Не перечислить имен юных героев,— говорил С. Михалков,— ко­ торых воспитала советская детская литература. И не перечи­ тать книг, выполнивших эту высокую патриотическую миссию!* Когда у бойцов одной воинской части политрук в час беседы между боями спросил: «Какие вы больше всего любите книж­ ки?»,— воины, ушедшие на фронт прямо со школьной скамьй» назвали такие произведения: «Как закалялась сталь» Николая Островского, «РВС» и «Дальние страны» Аркадия Гайдара. «Белеет парус одинокий» Валентина Катаева, «Великое про­ тивостояние» и «Вратарь республики» Льва (Кассиля... Да, они были еще почти мальчишками и любили книги, которые были написаны для них, дорогих наших мальчишек, многие из кото­ рых так и не стали взрослыми читателями. Так никогда и не стали... Но именно советская детская литература, адресован­ ная мальчишкам, сделала их «рыцарями без страха и упрека», защитниками своей Отчизны»2. Необходимость широкого использования книги в деле вос­ питания требует прежде всего глубокого знания ее. Только и г 38

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=