Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

4. Образ монарха-деспота и вопрос о роли закона в оде «Вольность». - 5. Проблема власти п народа; оценка народных восстании. 6 Радищев — создатель нового жанра революционной оды. 7. Значение оды «¡Вольность» для выяснения идейного смыс­ ла «Путешествия из Петербурга в Москву». Если просветители XVIII в., в том числе Новиков и Фонви­ зин не ставили перед собой цели свержения самодержавия, то Радищев явился первым ппсателем-революционером. Цель за­ нятия состоит в том, чтобы студенты в результате конкретно!о аначиза текста сами убедились в этом. Необходимо также обра­ тить их внимание на разницу между сатирическим и прямым об­ личением самодержавия, указав на различные формы выраже­ ния главной авторской мысли. Мы наблюдаем у Радищева ис­ пользование высокого классицистического стиля как в прозе (гл «Спасская Полесть»), так и в поэзии (ода «Вольность»). Интересно также остановиться на принципах комментирования Радищевым отрывков из оды «Вольность», включенных им в гл «Тверь», выяснить своеобразие нового жанра революци­ онной оды. Три строфы .(I, XII и XIV) студенты должны вы­ учить наизусть, уметь выразительно читать, вести словарный, историко-литературный, смысловой комментарии так, как это потребуется от них на уроке в школе. В заключение обращаемся к ленинским оценкам, которые в лекционном курсе составляют основу изучения деятельности Радищева и вновь подчеркиваем, что книга первого писачеля- революциоиера явилась одним из величайших достижении рус­ ской национальной демократической культуры и оказала огром- „ое влияние на развитие революционных идеи в России. Еспн позволяет время и возможность студентов, можно устроить занятие-диспут, посвященное книге Г. Шторма «По­ таенный Радищев» или занятие-урок с демонстрацией диафиль­ ма «А. Н. Радищев» и последующим обсуждением вопросов, связанных с биографией писателя. П р и м е ч а н и я • Г планам» занятии и литературой по очередной теме студенты знако­ мятся поедварительно п кабинете. К первому занятию указаны общие обяза- мятся предвари быть использованы на протяжении всей обязательные „особ,,,, отменены звсз- ДОЧКОЙ. Общие пособия * п п Б л а г о й История русской литературы XVIII в. (любое издание, начиная с третьего); * Русская литература XVIII в. Хрестоматия под ред. Л. В Кокорева (любое издание); История русской литературы в десяти то- мах, Л М,—Л„ изд-во АН СССР. 1941-1947 гг.; История русской лите- ратуры в трех томах, т. 1, М-> изд-во АН ССЫ , 1У о. 3 ’ 35

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=