Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

тивопоставлять Правдипа Крестьяикину? Что общего между этими двумя героями? Выяснив гуманистическую, просветительскую основу взгля­ дов Правдива и «Крестьянкина, можно рассмотреть вопрос о ро­ ли того и другого персонажа в произведениях. Правдив высту­ пает как вершитель судеб действующих лиц комедии, он опре­ деляет развязку. А какую роль играет Крестьянкип? Какие размышления вызывает у путешественника решение Крестьяи- кииа оставить службу? Естественно, возникает разговор о важ­ ности и для Фонвизина и для Радищева проблемы службы и чести. В этом отношении они предшественники А. С. Грибое­ дова. Образы Стародума и дворяинна-отца во многом отвечают требованиям классицизма: они, в основном, резонеры. Рассмот­ рим их взгляды на воспитание, взаимоотношения между роди­ телями и детьми и подчеркнем просветительские тенденции,тре­ бование честного служения отечеству, резко критическое отно­ шение к придворным кругам. Все это сближает героев. Но в рассуждениях дворяинна-отца больше демократизма, выражен идеал гармонического развития личности. Останавливаемся на высказывании дворяинна-отца: «Но если бы закон или госу­ дарь, или бы какая-либо на земли власть, подвизала тебя на неправду и нарушение добродетели, пребудь в оной неколебим. Не бойся ни осмеяния, ни мучения, ни болезни, ни заточения, ниже самой смерти. Пребудь незыблем в душе твоей, яко ка­ мень среди бунтующих, но немощных валов. Ярость мучителей твоих раздробится о твердь твою, и, если предадут тебя смер­ ти, осмеяны будут, а ты поживешь на памяти благородных душ до скончания веков». 13 Что же может ожидать сыновей дворянина в Петербурге? Какие качества им потребуются? Какую роль ¡¡грает сравнение с камнем? Каково значение эпитетов (бунтующих, но немощ­ ных валов)? Каков пророческий смысл этого отрывка? Можно ли считать дворянина-отца выразителем взглядов автора? Ка­ кое значение имеет для путешественника эта встреча? Об образе путешественника, как правило, много говорится на лекциях, и нужно проверить, усвоен ли студентами этот материал, не упрощают ли они сложной эволюции взглядов путешественника, познакомились ли с разными мнениями уче­ ных по этому вопросу? ■В заключение обращаем внимание на различие понятий «прогрессивный» и «революционный» и выясняем соотношение между героями Фонвизина и Радищева. Необходимо на­ помнить, что существует тесная связь комедии «Недоросль» с «Рассуждением о непременных государственных законах» Фонвизина, «друга свободы», еще раз сказать о популярности этих идей среди декабристов, подчеркнуть прогрессивность, но не революционность оппозиционной программы. Радищева же 3 Заказ 12609 33

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=