Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.
тивопоставлять Правдипа Крестьяикину? Что общего между этими двумя героями? Выяснив гуманистическую, просветительскую основу взгля дов Правдива и «Крестьянкина, можно рассмотреть вопрос о ро ли того и другого персонажа в произведениях. Правдив высту пает как вершитель судеб действующих лиц комедии, он опре деляет развязку. А какую роль играет Крестьянкип? Какие размышления вызывает у путешественника решение Крестьяи- кииа оставить службу? Естественно, возникает разговор о важ ности и для Фонвизина и для Радищева проблемы службы и чести. В этом отношении они предшественники А. С. Грибое дова. Образы Стародума и дворяинна-отца во многом отвечают требованиям классицизма: они, в основном, резонеры. Рассмот рим их взгляды на воспитание, взаимоотношения между роди телями и детьми и подчеркнем просветительские тенденции,тре бование честного служения отечеству, резко критическое отно шение к придворным кругам. Все это сближает героев. Но в рассуждениях дворяинна-отца больше демократизма, выражен идеал гармонического развития личности. Останавливаемся на высказывании дворяинна-отца: «Но если бы закон или госу дарь, или бы какая-либо на земли власть, подвизала тебя на неправду и нарушение добродетели, пребудь в оной неколебим. Не бойся ни осмеяния, ни мучения, ни болезни, ни заточения, ниже самой смерти. Пребудь незыблем в душе твоей, яко ка мень среди бунтующих, но немощных валов. Ярость мучителей твоих раздробится о твердь твою, и, если предадут тебя смер ти, осмеяны будут, а ты поживешь на памяти благородных душ до скончания веков». 13 Что же может ожидать сыновей дворянина в Петербурге? Какие качества им потребуются? Какую роль ¡¡грает сравнение с камнем? Каково значение эпитетов (бунтующих, но немощ ных валов)? Каков пророческий смысл этого отрывка? Можно ли считать дворянина-отца выразителем взглядов автора? Ка кое значение имеет для путешественника эта встреча? Об образе путешественника, как правило, много говорится на лекциях, и нужно проверить, усвоен ли студентами этот материал, не упрощают ли они сложной эволюции взглядов путешественника, познакомились ли с разными мнениями уче ных по этому вопросу? ■В заключение обращаем внимание на различие понятий «прогрессивный» и «революционный» и выясняем соотношение между героями Фонвизина и Радищева. Необходимо на помнить, что существует тесная связь комедии «Недоросль» с «Рассуждением о непременных государственных законах» Фонвизина, «друга свободы», еще раз сказать о популярности этих идей среди декабристов, подчеркнуть прогрессивность, но не революционность оппозиционной программы. Радищева же 3 Заказ 12609 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=