Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

В заключение делаются выводы о характере развития рус­ ского классицизма, о его сильных и слабых сторонах, ипорн- ческом значении двух разновидностей этого литературного на­ правления. На лекциях говорилось о полемике, возникшей во­ круг вопроса о связях Ломоносова с русским барокко. При обращении к стихам на практических занятиях приходится еще раз об этом напомнить . 9 Для рассмотрения наиболее важных проблем, поставленных писателями второй половины XVIII в. в произведениях разных* жанров, на последующих занятиях об­ ращаемся к литературным параллелям, что дает возможность студентам основательно поработать над большим числом худо­ жественных текстов п получить конкретные представления о ходе историко-литературного процесса. Пятое занятие— «Сатира на злонравных помещиков в Письмах к Фалалею» Н. И. Новикова и комедии Д. И. Фон­ визина «Недоросль » 10 требует не только внимательного изуче­ ния текстов, но и знакомства со статьей Н. А. Добролюбова «Русская сатира в век Екатерины». Поскольку она трудна для первокурсников, проводится специальная консультация, цель которой — помочь студентам разобраться в добролюбовских оценках сатиры XVIII в. -В начале занятия вспоминаем о спорах вокруг авторства Н. И. Новикова. Возникает вопрос о том, на каком основании приписывались Д. И. Фонвизину «Письма к Фалалею». Дальше беседа идет но вопросам: 4. Какую цель ставили перед собой сатирики Новиков и Фонвизин? Как проявляются особенности классицизма в пуб­ лицистике и драматургии? 2. В чем выражается просветительский характер сатиры Но- ппкова и Фонвизина? 3. Как разоблачается реакционная роль церкви и духовен­ ства? 4. Как высмеиваются быт и правы помещиков? 5. Сравнить психологические характеристики Акулины Сн- доровны и госпожи 'Простаковой. 6 . |В чем типичность образа Митрофана? 7. Почему тема воспитания дворянских детей имела для Новикова и Фонвизина особенно важное значение? 8 . Как проявляются реалистические тенденции русской са­ тиры в публицистике, и драматургии XVIII в.? Прав ли II. А. Добролюбов, отрицавший общественную роль сатиры XVIII в.? ,В начале беседы вспоминаем о сатирах Кантемира, так высоко оцененных Белинским, отмечаем, что в них сильна пуб­ лицистическая струя н есть элементы комедии. На основе срав­ нений удается не только выяснить своеобразие каждого из художественных произведений, но и найти постепенное нара­ стание реалистических тенденций именно в различных сатири­ 31

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=