Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

М. М. БУРКИНА ОБЗОРНАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ Обзорная лекция по литературе, как и всякий другой вид учебных занятий, выполняет образовательное, ндейно-зоснита- тсльиое, нравственное, эстетическое назначение, которое опре­ деляется общими задачами подготовки учителя-словесника для общеобразовательной школы в современных условиях. В курсе истории русской литературы XIX в. ныне действую­ щая программа для педагогических институтов (Учпедгиз, М., ]959) предлагает несколько обзорных лекций: 1) Развитие русской литературы с конца XVIII в. и до 1825 г. 2) Развитие литературы с 1825 г. до начала 40-х годов. 3) Литература 40—50-х годов. 4) Литература с 1855 г. до 70-х годов. 5) Литература 70-х годов. 6) Литература 80—90-х годов ’. В объяснительной записке к программе значение обзорной лекции связывается с необходимостью давать курс русской литературы XIX г. «на широком социально-историческом фоне, раскрывая его периодизацию, важнейшую проблематику, ос­ новные литературные направления и школы в их идейно-эсте­ тической борьбе» (стр. 7). Это требование должно найти отра­ жение и в названии лекции, которое точнее следует формули­ ровать так: «Литературно-общественное движение.... » Цель обзорной лекции нельзя ограничивать только изобра­ жением «фона», на котором потом отчетливо выступят творче­ ские индивидуальности крупнейших художников. Обзорная лекция должна решать задачу очень сложную: показать раз­ витие литературного процесса и одновременно раскрыть состоя­ ние литературы на данном историческом этапе. Не описание, а выявление закономерностей — такой должна быть целенаправ­ ленность обзорной лекции. (Важно, чтобы каждое литературное 3

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=