Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

гозора студентов; использовать возможности искусства в целях воспитания знающих и любящих свое дело учнтелей-словеснн- ков; 2. изучать историко-литературный процесс в его развитии, обращаясь к сопоставлениям и противопоставлениям, подчер­ кивая, что XVIII в. — век первооткрытий; 3. создавать как можно более конкретное представление об отдаленной эпохе и о писателях как о людях своего времени. Занятия различных типов связаны между собой, поэтому и рассмотрены будут в той последовательности, в какой они ведутся. Первое занятие — «У истоков русской литературы XVIII в .»1 проводится в отделе редких книг Тульской областной библио­ теки им. В. И. Ленина. Оно начинается с беседы по вопросам: 4. В чем специфика литературы переходного периода (1690—1710 гг.)? 2. Как переплетается старое и повое в «Гисторни о россий­ ском матросе Василии Кориотском и прекрасной королевне Ираклии Флореитской земли»? Дальше выступает студент с кратким сообщением о первой русской газете «Ведомости» и первых русских учебных кни­ гах. Б заключение библиограф М. Б. Михаиовская демонстрирует ряд печатных изданий начала XVIII в. и дает им квалифици­ рованную характеристику, сопоставляя с рукописными фолиан­ тами XVI—XVII вв. Второе занятие — «В. Г. Белинский об А. Д. Кантемире»2 со­ вершенно иного типа. Цель, поставленная перед студентами,— осмыслить статью ,В. Г. Белинского «А. Д. Кантемир», суметь выбрать главное, а не ограничиться перепиской с купюрами, как это любят делать первокурсники. Чтобы нм легче было определить нужное на­ правление, предлагается тезисно раскрыть каждый пункт плана: <1. .Место Кантемира в истории русской литературы. 2. Тематика и идейный смысл сатир Кантемира. 3. Национальный характер сатир. 4. Своеобразие таланта Кантемира, особенности языка сатир. 5. Историческое значение Кангемира-сатприка. Занятие начинается с краткого студенческого сообщения о Кантемире, в котором характеризуются портреты Кантемира, говорится об участии писателя в «ученой дружине» и оценке его первой сатиры Ф. Прокоповичем. (Остальное время отводится беседе по прочитанной статье; обсуждаются тезисы, составленные студентами; предлагается прокомментировать отдельные наиболее важные утверждения критика, например, такое: «Кантемир не столько начинает собой историю русской литературы, сколько заканчивает период рус- 29

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=