Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

дни. Рассматривая стихотворение И. Никитина «Утро», сту­ денты определяют тему и идею, анализируют особенности пост­ роения произведения, выделяют «малую образность» по- эпи­ теты, сравнения, метафоры. В ходе работы выясняется, что эти средства поэтического языка определенно выражают автор­ скую идею. Учитывая, что в лирическом произведении н<л сю­ жета, поэтический язык получает особую содержательную на­ грузку— без всяких видимых событий выразить идею любви к родной, русской земле, радость труда. Для закрепления этого студентам дается задание: не изменяя фактической окраски, звучания живой картины, созданной II. Никитиным в стихо­ творении, одним только изменением эмоциональной окрашен­ ности языковых средств выразить противоположную идею. Эта работа по созданию другой пейзажной картины но контрасту с никитинским «Утром» обычно вызывает у студентов большой интерес. После обсуждения коллективно создается картина, ко­ торая выглядит весьма убедительно: Звезды меркнут и гаснут, в огне облака... (Строку оставляем неизменной в связи с нейтральностью эмо­ циональной окраски) Белесый пар по лугам расползается... (Вместо белый и расстилается) По стоячей воде, по ветвям лозняка... (Вместо зеркальной и кудрям) От зари кровавый след растекается... (Вместо алый и разливается) Дремлет настороженный камыш... (Вместо чуткий) и т. д. Разумеется, стихотворение распадается, и мы пе стремим­ ся к его сохранению. Нам важно, что студенты убеждаются в возможности поэтического языка произведения нести в себе все компоненты произведения, быть «заряженным» той идеей ко­ торая вдохновила автора на его создание. Следует сказать, что в учебном пособии «Практикум но курсу «Введение в литературоведение»3 тема «Анализ языка художественного произведения» разработана наиболее пра­ вильно с точки зрения единства содержания и формы произве­ дения. Так, например, в задании Л1> 2 (анализ «Песни о вещем Олеге») А. М. Скробова ставит такие вопросы: а) употребление старинных слов и их роль в раскрытии идеи произведения; б) употребление глаголов настоящего времени и их соответст­ вие задаче, поставленной автором4. Есть такого рода задания и к другим произведениям. По думается, что нельзя выделять только одно пли некоторые средства языка для выяснения роли языка в раскрытии идеи произведения. Нам это кажется невер­ ным, ибо, как известно, нет у настоящего мастера ни одной ху­ дожественной детали, ни одного образа, который в конечном счете, прямо или косвенно, опосредованно не «работал» бы на 24

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=