Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.
нем издании своего «Практикума но курсу «Введение в лите ратуроведение» 1 предлагает (в отличие от предшествующих изданий) «конкретные задании по всем трем темам («Тема и идея», «Сюжет и композиция», «Поэтический язык».— Г. Л.) последовательно осуществить на одних и тех же произведениях, «чтобы тесное переплетение в произведении всех изобразительно- выразительных средств выявилось при анализе художественно го текста во всей наглядности»2. Однако такое решение пред ставляется нам в известной мере внешним, не затрагивающим существа дела: элементы произведения по-прежнему рассмат риваются порознь, обособленно друг от друга, и никакого син теза, естественно, не возникает. Единство всех компонентов произведения может быть вы явлено, если оно реализуется в самом процессе изучения каж дого из компонентов, начиная с первого — с темы и идеи. Та кой подход не противоречит аналитическому принципу. Следу ет только различать основную и дополнительную дидактические задачи каждого занятия. Возможность с самого начала рас сматривать все «составляющие» произведения в комплексе опи рается на знания по теории литературы, вынесенные первокурс никами из средней школы. В данной статье мы хотели бы рас сказать о попытке связать изучение темы и идеи, сюжета и ком позиции с проблемами поэтического языка, а с другой сторо ны, показать роль последнего в реализации других элементов произведения. Эстетический идеал художника проявляется уже в выборе мы произведения, в выборе и расстановке героев, в сюжете, ЦИИ’ жаиРе 1 т- Д- И° все в произведении должно быть выражено художественно, средствами поэтического языка. П о этом) люоая из тем курса непременно предусматривает работу над языком художественного произведения, над тем как не кими средствами выражается тема и идея, воплощается сюжет и композиция и пр. Начиная работу над темой и идеей отрывка из романа А. Фадеева «Разгром», мы обращаем большое внимание, на ряду с выявлением темы и идеи, на то, какими средствами идей но-тематическое содержание выражается. Большие возможно сти для такой работы дают образцы персонажей романа, нари сованные автором в рассказе о Метелине. Пример: «Через несколько секунд, согнувшись по-ястребнно- му, промчался Метелица, и весь отряд с гордостью проводил глазами его цепкую пастушью посадку». На этом примере, который является одним из многих, раз бираемых студентами во время занятия, выясняется, как в язы ке, в его эмоциональной окрашенности проявляется авторская идея — воспевание моральной красоты борца за правое дело. Для того, чтобы это стало очевидным, студенты пытаются на глядно представить себе скачущего Метелицу, а затем выра- 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=