Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

на основе достижении предшествующе!! поры только в условиях 40-х годов. Делается вывод, что в литературе, театре/ изобра­ зительном и музыкальном искусстве 10 -Г>0-х годов развивают­ ся и упрочиваются традиции гуманизма, народности, реализма. Такая или подобная ей система запиши, как мне кажется, может способствовать усвоению принципов материалистической методологии, выработке логического мышления, учит видеть явления литературы не изолированно, а в их связи, в развитии, учит мыслить диалектически, верно, с марксистско-ленинских позиций оценивать различные наорико-литературные тенден­ ции, помогает соединить изучение истории литературы с прак­ тическим анализом различных произведений и с теорией лите­ ратуры. Тесное соприкосновение с подлинно высоким искусст­ вом слова воспитывает хороший эстетический вкус, т. е. способ­ ствует, в конце концов, осуществлению всех тех задач, которые решаются в процессе преподавания литературы в педагогиче­ ском вузе. Она подготавливает студентов к более сложной ра­ боте на старших курсах — к спецсеминару, спецкурсу, выполне­ нию курсового сочинения. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Необходимо расширить границы этого периода до начала 900-х годов, поскольку в творчестве Л. И. Толстого, А. И. Чехова, В. Г. Короленко важную роль сыграли события, связанные с нарастанием и свершением революции 1905 года. 2 В лекции можно давать или обзор всего творческого пути писателя, или рассматривать лишь тот период, который хронологически совпадает с изучае­ мой эпохой. Можно включать лишь отдельные произведения, важные для пони­ мания закономерностей литературного процесса на данном этане. 3 На изучение истории русской литературы 40—60-х годов XIX в. (Го­ голь, 40-е годы, Белинский, Герцен, 50—60-е годы, Чернышевский, Добролю­ бов, Писарев, демократическая беллетристика 60-х годов), на IV семестре (II курс) отводятся для лекций 36 час. и но 20 час. для практических занятии на каждую группу. В пределах одной недели читаются две лекции и прово­ дится одно практическое занятие. 4 Вся тематика практических занятий сообщается студентам на первой вводной лекции вместе со всей программой занятии по определённому раз* делу курса. Здесь же студенты получают проспект задания к первому практи­ ческому занятию. В дальнейшем на практическом занятии за 4—5 мин. ДО звонка текст очередного задания раздаётся студентам в группе и делается не­ обходимое разъяснение задач, характера подготовки и т. д. 5 Углублённое изучение «Мёртвых душ» и всех споров о них, споров о жанре совершенно необходимо студснтам-филологам педагогических инсти­ тутов. Судя по тому, какой интерес вызывает эта тема у учителей-словесников (на курсах в институте усовершенствования учителей), какие вопросы они за­ дают,—представление об этом произведении у довольно широкого круга учи­ телей не соответствует современным требованиям пауки. Нет чёткости и согла­ сованности в решении проблемы жанра «Мёртвых душ» ве только в школьных, но и в вузовских учебниках (см., наир.: А. Н. С о к о л о в . История русской литературы XIX века, т. Л, нзд. МГУ, 11960, стр. 654—656; История русской литературы XIX века, т. 1, под ред. проф. Ф. М. Головенченко и проф. С. М. Петрова, изд. 2. Учпедгиз, М., 1963, стр. 493, 502—503. П. А. М с з с и ц с в . 18

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=