Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

философских, эстетических взглядов Белинского. Основу лек­ ции составляет анализ выдвинутых им литературно-эстетиче­ ских принципов (концепция истории литературы, теория реа­ лизма, народности, учение о специфике литературы как искус­ ства). На ряде примеров демонстрируются особенности стиля статей Белинского, отражающие своеобразие личности критика, его темперамент, страстность борца, бескомпромиссность, художественную одаренность. На практическое замятие (2 часа) по теме «Натуральная школа» предлагается работа с карточками над статьями Белин­ ского (годичные обзоры 1846 и 1847, «Ответ Москвитянину»), Чернышевского (фрагменты первой и девятой статьи из «Очер­ ков гоголевского периода русской литературы») и анализ лю­ бого— каждый студент волен в своем выборе — названного в статьях Белинского произведения «натуральной школы». Сту­ денты должны уметь соотносить творческую практику писате­ лей гоголевского направления, художественное своеобразие их произведений с эстетическими принципами «натуральной школы». В это же время читается лекция о творчестве А. И. Герцена и два практических занятия отводятся для работы над темой «Герцен 40-х годов». Студенты изучают статью В. И. Ленина «Памяти Герцена». К практическим занятиям они готовят конспект статьи. На занятиях тщательно анализируется, тол­ куется каждое положение статьи, студенты дополняют, уточ­ няют своп записи, комментируют их6. Затем начинается работа над романом «Кто виноват?» Устанавливается связь (это де­ лается довольно легко после изучения статьи 43. И. Лепина) между содержанием романа, направлением в решении проблем, объективными условиями его создания и мировоззрением пи­ сателя в 40-е годы. Так студенты снова, уже после Гоголя, подходят к проблеме соотношения мировоззрения и творчества. Роман этот дает возможность поставить на обсуждение острые нравственные проблемы, глубоко проникнуть в характеры ге­ роев, в их сложный внутренний мир. Студенты открывают для себя Герцена-художника, своеобразие его творческой манеры. Они видят, как Герцен-мыслитель раскрывается в принципах создания характера героя, в стиле романа, в авторском вмеша­ тельстве в художественное повествование, в остроумии его реп­ лик, в иронии и т. д. Изучение романа позволяет также конкре­ тизировать, расширить представление о «натуральной школе». В задание включается вопрос о связи романа с эстетикой «на­ туральной школы». Предлагается вновь обратиться ко второй части статьи Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года». На этом занятии подводятся итоги, выявляются традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя ^ ^ Ж ге с т в £ ; Г г о д о в . Студенты находят то новое, чги-'-й'г |Ш^Фатуре 2 - I 17 2 Заказ 12609

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=