Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.
философских, эстетических взглядов Белинского. Основу лек ции составляет анализ выдвинутых им литературно-эстетиче ских принципов (концепция истории литературы, теория реа лизма, народности, учение о специфике литературы как искус ства). На ряде примеров демонстрируются особенности стиля статей Белинского, отражающие своеобразие личности критика, его темперамент, страстность борца, бескомпромиссность, художественную одаренность. На практическое замятие (2 часа) по теме «Натуральная школа» предлагается работа с карточками над статьями Белин ского (годичные обзоры 1846 и 1847, «Ответ Москвитянину»), Чернышевского (фрагменты первой и девятой статьи из «Очер ков гоголевского периода русской литературы») и анализ лю бого— каждый студент волен в своем выборе — названного в статьях Белинского произведения «натуральной школы». Сту денты должны уметь соотносить творческую практику писате лей гоголевского направления, художественное своеобразие их произведений с эстетическими принципами «натуральной школы». В это же время читается лекция о творчестве А. И. Герцена и два практических занятия отводятся для работы над темой «Герцен 40-х годов». Студенты изучают статью В. И. Ленина «Памяти Герцена». К практическим занятиям они готовят конспект статьи. На занятиях тщательно анализируется, тол куется каждое положение статьи, студенты дополняют, уточ няют своп записи, комментируют их6. Затем начинается работа над романом «Кто виноват?» Устанавливается связь (это де лается довольно легко после изучения статьи 43. И. Лепина) между содержанием романа, направлением в решении проблем, объективными условиями его создания и мировоззрением пи сателя в 40-е годы. Так студенты снова, уже после Гоголя, подходят к проблеме соотношения мировоззрения и творчества. Роман этот дает возможность поставить на обсуждение острые нравственные проблемы, глубоко проникнуть в характеры ге роев, в их сложный внутренний мир. Студенты открывают для себя Герцена-художника, своеобразие его творческой манеры. Они видят, как Герцен-мыслитель раскрывается в принципах создания характера героя, в стиле романа, в авторском вмеша тельстве в художественное повествование, в остроумии его реп лик, в иронии и т. д. Изучение романа позволяет также конкре тизировать, расширить представление о «натуральной школе». В задание включается вопрос о связи романа с эстетикой «на туральной школы». Предлагается вновь обратиться ко второй части статьи Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года». На этом занятии подводятся итоги, выявляются традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя ^ ^ Ж ге с т в £ ; Г г о д о в . Студенты находят то новое, чги-'-й'г |Ш^Фатуре 2 - I 17 2 Заказ 12609
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=