Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

держание музыки I липки, Даргомыжского; эстетика Белин­ ского оказала воздействие на музыкальную критику Одоевско­ го, Серова, Стасова. Русская музыка 10 —50-.\ годов развива­ лась в направлении реализма и народпос '1 и, была сильна своей связью с передовыми идеями эпохи. Ориентацию композиторов на широкие демократические слои можно продемонстрировать на примере песен и романсов А. Е. Варламова (работа над сборником народных песен «Русский певец» в 1845—'18-18 гг.) и А. А. Гурилева («Матуш­ ка-голубушка», «Колокольчик», романсы на слова Кольцова. Лермонтова). Важно показать и новые настроения в последних романсах А. А. Алябьева на стихи Огарева («Кабак», «Изба», «Деревенский сторож») и Беранже («Нищая»). Центральное место в обзоре занимает музыка М. II. Глинки 40—50-х годов и А. С. Даргомыжского. Я стремлюсь показать развитие реа­ лизма в оперном жанре (от «Руслана и Людмилы» Глинки к «Русалке» Даргомыжского), глубину народности в симфони­ ческой музыке Глинки («Испанские увертюры»— 1813 —1851 гг., «Камаринская»— 1818 г.), новаторство Глинки и Даргомыж­ ского в вокальной музыке. «Хочу, чтоб звук прямо выражал слово. Хочу правды»,— это свое стремление Даргомыжский реализовал в создании правдивой и естественной декламаци­ онной мелодии. Сведения, полученные на лекции, обостряют интерес студен­ тов к серьезной музыке. Возникает благодарная почва для внеаудиторной работы — организации всевозможных музыкаль­ ных вечеров и т. д. Все это стимулирует также обращение К музыке на уроках литературы и во внеклассной работе в пе­ риод педагогической практики в школе. Невозможно переоценить значение экскурсий но"литератур­ ным местам и в музеи изобразительного искусства. (К сожале­ нию, осуществление их сопряжено с большими организацион­ ными и материальными затруднениями). В нынешнем учебном году зимой (перед началом изучения курса истории русской литературы 40—60-х годов XIX в.) нам удалось провести экс­ курсию со студентами (до 50 чел.) в Ленинград, посетить в частности, Государственный Русский музей, музей-квартирУ Н. А. Некрасова. Знакомство с экспозициями этих музеев по­ ложительно сказалось на восприятии студентами фактического материала обзорной лекции. Наши студенты хорошо знаком11 с Москвой: на кафедре литературы систематически работав1- кружок «Литературные музеи Москвы». Знают они и экснозп* дню Тульского Художественного музея. Монографическая лекция о В. Г. Белинском носит сооб­ щающий характер, поскольку студенты уже знакомы со мн°' гимн статьями критика в курсе истории русской литератур151 XVIII в., первой трети XIX в., со статьями о Гоголе. В лекии’1 представлена эволюция общественно-политических, социальны*» 16

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=