Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.
К. Брюллова, пейзажи М. Лебедева, реалистический пейзаж I. Сороки, пейзажи А. Иванова). Главное внимание в лекции сосредоточено на обзоре творчества художников, выразивших демократические тенденции в изобразительном искусстве, раз вивавшихся в направлении реализма и народности, В этой’связи рассматривается бытовой жанр в живописи, отмечается связь с традициями Гоголя, «натуральной школы», с эстетическими принципами Белинского (Л. Плахов «В кузнице», «Столярная мастерская». И. Щедровский «Сцены из русского народного быта». I . Сорока «Гумно»). И, конечно, творчество П. Федото ва как высшее достижение реализма и народности в живописи 40-х и начала 50-х годов XIX в. Чрезвычайно благодарным материалом, позволяющим про демонстрировать воздействие прогрессивной реалистической ли герагуры на развитие изобразительного искусства, является русская печатная графика 40-х годов: книжная иллюстрация, бытовой эстамп и карикатура. Здесь тоже выделяются два на правления: академическое (Ф. Иордан, А. Пищалкин) и реали стическое. Отмечается роль Г. Гагарина в развитии реалисти ческого направления (портреты — акварель и рисунок: «Казак Федюшкии», «Майко Орбелиани»; особенно же его иллюстрации к повести В. Соллогуба «Тарантас»). В обзор книжной иллюстрации 40-х годов включены работы Ь. Бсрнардского (илл. к сборнику «Физиология Петербурга», к «Тарантасу» В. Соллогуба, «’Петербургскому сбоонику», к «Мертвым душам» Гоголя); В. Тимма (илл. к литературному сборнику «Наши, списанные с натуры русскими», к серии кни жек «Картинки русских нравов»), Е. Ковригина (илл. к стихо творному фельетону Некрасова «Чиновник»), А. Агина (илл. к очерку И. Панаева «Петербургский фельетонист»), Р. Жу ковского (рис. к очерку Некрасова «Петербургские углы»); серия иллюстраций (более 100) к «Мертвым душам» Гоголя — Агина и Бсрнардского; «Иллюстрированный альманах» 1843 г. (Агин, Невахович, Федотов). Бьповой эстамп представлен в обзоре «Сценами петербург ской уличной жизни» Р. Жуковского. Карикатура работами М. Неваховича (альбом «Ералаш»), II. Степанова (карикатуры на Булгарина, на цензуру‘и т. д.) Во время лекции приходится ограничиваться демонстрацией лишь 5—6 самых ярких и значительных репродукций упомяну тых произведений. Более подробное знакомство с пропзвецс- инями изобразительного искусства лучше перенести на внеауди торные занятия. Для этого можно использовать по 2 часа па группу из тех, что предназначены для консультаций Обзор музыкальной жизни России 40—50-х годов важен н сам по себе, и тем, что в нем раскрывается огромная роль чите- ратуры в развитии русской музыки. Творчество Пушкина литература «гоголевского периода» во многом определили со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=