Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

К. Брюллова, пейзажи М. Лебедева, реалистический пейзаж I. Сороки, пейзажи А. Иванова). Главное внимание в лекции сосредоточено на обзоре творчества художников, выразивших демократические тенденции в изобразительном искусстве, раз­ вивавшихся в направлении реализма и народности, В этой’связи рассматривается бытовой жанр в живописи, отмечается связь с традициями Гоголя, «натуральной школы», с эстетическими принципами Белинского (Л. Плахов «В кузнице», «Столярная мастерская». И. Щедровский «Сцены из русского народного быта». I . Сорока «Гумно»). И, конечно, творчество П. Федото­ ва как высшее достижение реализма и народности в живописи 40-х и начала 50-х годов XIX в. Чрезвычайно благодарным материалом, позволяющим про­ демонстрировать воздействие прогрессивной реалистической ли герагуры на развитие изобразительного искусства, является русская печатная графика 40-х годов: книжная иллюстрация, бытовой эстамп и карикатура. Здесь тоже выделяются два на­ правления: академическое (Ф. Иордан, А. Пищалкин) и реали­ стическое. Отмечается роль Г. Гагарина в развитии реалисти­ ческого направления (портреты — акварель и рисунок: «Казак Федюшкии», «Майко Орбелиани»; особенно же его иллюстрации к повести В. Соллогуба «Тарантас»). В обзор книжной иллюстрации 40-х годов включены работы Ь. Бсрнардского (илл. к сборнику «Физиология Петербурга», к «Тарантасу» В. Соллогуба, «’Петербургскому сбоонику», к «Мертвым душам» Гоголя); В. Тимма (илл. к литературному сборнику «Наши, списанные с натуры русскими», к серии кни­ жек «Картинки русских нравов»), Е. Ковригина (илл. к стихо­ творному фельетону Некрасова «Чиновник»), А. Агина (илл. к очерку И. Панаева «Петербургский фельетонист»), Р. Жу­ ковского (рис. к очерку Некрасова «Петербургские углы»); серия иллюстраций (более 100) к «Мертвым душам» Гоголя — Агина и Бсрнардского; «Иллюстрированный альманах» 1843 г. (Агин, Невахович, Федотов). Бьповой эстамп представлен в обзоре «Сценами петербург­ ской уличной жизни» Р. Жуковского. Карикатура работами М. Неваховича (альбом «Ералаш»), II. Степанова (карикатуры на Булгарина, на цензуру‘и т. д.) Во время лекции приходится ограничиваться демонстрацией лишь 5—6 самых ярких и значительных репродукций упомяну­ тых произведений. Более подробное знакомство с пропзвецс- инями изобразительного искусства лучше перенести на внеауди­ торные занятия. Для этого можно использовать по 2 часа па группу из тех, что предназначены для консультаций Обзор музыкальной жизни России 40—50-х годов важен н сам по себе, и тем, что в нем раскрывается огромная роль чите- ратуры в развитии русской музыки. Творчество Пушкина литература «гоголевского периода» во многом определили со

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=