Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.
Характеризуя театр 40-х и 50-х годом, я отмечаю, что ста новление реализма на русской сцене связано с работой над пьесами Гоголя. Подчеркиваю особенно важное значение уча стия I оголя в подготовке новой постановки «Ревизора» Москов ским «Малым театром в 1851 г. Это во-первых. Во-вторых, в становлении реализма на сцене огромную роль сыграла рефор ма Щепкина, которая привела актеров к правдивому внутрен нему раскрытию роли, к постижению характера героя. В лекции названы имена последователей М. С. Щепкина: в Москве акте ры Малого театра И. В. Самарин, С. В. Ш умский , П. М. Са довский; в Петербургском Александрийском театре — П. И. Сос ницкий, А. Е. Мартынов. 'В процессе изложения материала я показываю студентам портреты выдающихся актеров в ролях из пьес Гоголя, Турге нева, Островского. Важно подчеркнуть, что театр развивался в общем для русского искусства 4Ó—50-х годов направлении реализма и народности. 'Подтверждается это хотя бы ссылкой на трактовку образа «маленького человека» Щепкиным, Мар тыновым, Садовским. .В творческой биографии видных деятелей театра интересно отметить художническое содружество Щепки на и Герцена, чтение Мартыновым со сцены «Повести о капи тан е 'Копейкине» Гоголя. В заключение обзора студентам сооб щается, что именно в 40—50-х годах Гоголем и Щепкиным были выработаны основы русской режиссуры. Последняя часть обзорной лекции знакомит студентов с раз витием изобразительного искусства 40-х и начала 50-х годов: живописи, графики, а также и музыки, давая нм возможность увидеть и общие тенденции в развитии разных видов искусства и уловить своеобразие путей каждого из них. Отмечается наличие противоборствующих направлений в изобразительном искусстве: академического и тех новых про грессивных тенденций, которые приведут к реалистическому направлению. В лекцию введена краткая характеристика акаде мической живописи. На примере Ф. Брупп показано пагубное влияние академических традиций на большой самооытный та лант («Медный змий», «Всемирный потоп»). Подчеркнуто стрем ление наиболее талантливых художников преодолеть принципы академической школы через романтические искания (К. Брюл лов «Последний день Помпеи»), а затем и на пути к реализму (работы К. Брюллова: портреты В. А. Жуковского, И. А. Кры лова, автопортрет 1848 г., портреты семьи Тпттони, написанные в начале 50-х годов). Несколько подробнее показана эволюция творчества А. Иванова (картина «Явление Христа народу» и эскизы, этюды к ней; жанровая живопись «Ave Maria», «Ок тябрьский праздник. Сцена в Лоджии»; философский пейзаж; «Библейские эскизы»). /Отличие двух направлений показано и на примере пейзаж ной живописи 40-х годов (Н. Воробьев; пейзажные акварели 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=