Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

Характеризуя театр 40-х и 50-х годом, я отмечаю, что ста­ новление реализма на русской сцене связано с работой над пьесами Гоголя. Подчеркиваю особенно важное значение уча­ стия I оголя в подготовке новой постановки «Ревизора» Москов­ ским «Малым театром в 1851 г. Это во-первых. Во-вторых, в становлении реализма на сцене огромную роль сыграла рефор­ ма Щепкина, которая привела актеров к правдивому внутрен­ нему раскрытию роли, к постижению характера героя. В лекции названы имена последователей М. С. Щепкина: в Москве акте­ ры Малого театра И. В. Самарин, С. В. Ш умский , П. М. Са­ довский; в Петербургском Александрийском театре — П. И. Сос­ ницкий, А. Е. Мартынов. 'В процессе изложения материала я показываю студентам портреты выдающихся актеров в ролях из пьес Гоголя, Турге­ нева, Островского. Важно подчеркнуть, что театр развивался в общем для русского искусства 4Ó—50-х годов направлении реализма и народности. 'Подтверждается это хотя бы ссылкой на трактовку образа «маленького человека» Щепкиным, Мар­ тыновым, Садовским. .В творческой биографии видных деятелей театра интересно отметить художническое содружество Щепки­ на и Герцена, чтение Мартыновым со сцены «Повести о капи­ тан е 'Копейкине» Гоголя. В заключение обзора студентам сооб­ щается, что именно в 40—50-х годах Гоголем и Щепкиным были выработаны основы русской режиссуры. Последняя часть обзорной лекции знакомит студентов с раз­ витием изобразительного искусства 40-х и начала 50-х годов: живописи, графики, а также и музыки, давая нм возможность увидеть и общие тенденции в развитии разных видов искусства и уловить своеобразие путей каждого из них. Отмечается наличие противоборствующих направлений в изобразительном искусстве: академического и тех новых про­ грессивных тенденций, которые приведут к реалистическому направлению. В лекцию введена краткая характеристика акаде­ мической живописи. На примере Ф. Брупп показано пагубное влияние академических традиций на большой самооытный та­ лант («Медный змий», «Всемирный потоп»). Подчеркнуто стрем­ ление наиболее талантливых художников преодолеть принципы академической школы через романтические искания (К. Брюл­ лов «Последний день Помпеи»), а затем и на пути к реализму (работы К. Брюллова: портреты В. А. Жуковского, И. А. Кры­ лова, автопортрет 1848 г., портреты семьи Тпттони, написанные в начале 50-х годов). Несколько подробнее показана эволюция творчества А. Иванова (картина «Явление Христа народу» и эскизы, этюды к ней; жанровая живопись «Ave Maria», «Ок­ тябрьский праздник. Сцена в Лоджии»; философский пейзаж; «Библейские эскизы»). /Отличие двух направлений показано и на примере пейзаж­ ной живописи 40-х годов (Н. Воробьев; пейзажные акварели 14

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=