Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.
1850 г. — «Арестант»; политическая лирика, поэма «Юмор»; автобиографическая повесть в стихах «Деревня». В лекции раскрывается важное значение поэзии Некрасова 40—50-х годов, однако подробный анализ его творчества пере носится в цикл монографических лекций. Близость к Некра сову отмечена в стихотворениях А1. Михайлова «Надя», «Охот ник» Д1847). Показано и такое своеобразное явление русской поэзии, как Козьма Прутков. В лекцию включается краткий обзор поэзии славянофилов, раскрывается ее противоречивость, особый характер тенденци озности их искусства, резко отличающегося в своем содержа нии от идейной направленности творчества поэтов прогрессив но-демократического и революционного лагеря. Отмечена из вестная близость к славянофильской поэзии некоторых поли тических стихотворений Ф. И. Тютчева и отличие, оригиналь ность, самобытность его философской, пейзажной и любовной лирики. Поэзия «чистого искусства» представлена в обзоре про граммными для этого направления стихотворениями А. Н. Май кова, Я. П. Полонского, Н. Ф. Щербины, А. А. Фета. При этом я предостерегаю студентов от опасности упрощенного толкова ния их творчества, особенно Фета. В обзоре драматургии прежде всего вскрываются причины относительного отставания ее от уровня развития прозы и поэ зии, выразившегося в господстве на театральной сцене в начале 40-х годов высокопарной романтической драмы и водевиля. Некоторые черты жанра водевиля можно показать на примере пьес Д. Ленского, А. Ф. Кони, Н. А. Некрасова. Важно отме тить, что под влиянием прогрессивных тенденций в русской лите ратуре 40-х годов, под влиянием «натуральной школы» в воде виль проникает тема «маленького человека», изменяющая всю тональность пьесы ^например, водевиль П. И. Григорьева «Дочь русского актера»— 1844 г.). Называю актеров, просла вившихся в водевиле,— В. Н. Асенкову, II. »В. Самойлову, Н. |В. Репину, ¡В. И. Жмвокнни, П. А. Каратыгина. Подчеркиваю стремление М. С. Щепкина и А. В. Мартынова внести в легкий водевиль ощущение подлинной жизни. В общее русло крити ческого реализма в конце 40-х годов русскую драматургию вводили одноактные сцепы «Осенняя скука» Некрасова, пьесы Тургенева и Островского. .В лекции дается краткий обзор раз ных по типу комедий Тургенева, отмечается его новаторство в разработке приемов психологического анализа, диалогов с подтекстом, подготовившее драматургию Чехова. Затем раскры вается огромное значение первых пьес Островского, опреде ляется тематика и проблематика его произведений 40—50-х го дов, говорится о противоречиях и трудности его пути в середине 50-х годов, подробный же анализ пьес переносится в моногра фические лекции об Островском. 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=