Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.
студенты корректируют свои записи, пополняют их п таким образом учатся более внимательному прочтению статен Вся группа, как правило, работает активно, сосредоточенно с иите практическом занятии осуществляется по ресом. Анализ статей па следующему плану: 1. Белинский п К. Аксаков о путях развития эпоса. 2. Белинский и Аксаков о месте Гоголя и «Мертвых i \ ih s> в истории литературы. ' * 3. Белинский и Аксаков о содержании и пафосе «Мертвых душ», о народности этого произведения. Найти и объяснить ис токи различия в суждениях критиков. 4. Аксаков о жанре .«Мертвых душ». Аргументация критика. Проследить развитие суждений Белинского о жанре «Мертвых душ». 1 5. 4<ак ставит Белинский в этой связи вопрос о соотношении мировоззрения и метода? При подведении итогов студентам предлагается показать па примере категории жанра осуществление закона единства со держания и формы. Важно подчеркнуть, что категория жанр — несет в себе определенное он нс только заключает в себе художественное произведения, но и выражает всю сложность и „„и.|,ои„с.,|,. вость авторской позиции. Именно поэтому различие суждений о жанре (Аксаков и Белинский) было следствием раз пиши социально-общественных, эстетических взглядов критиков, при надлежавших к враждующим лагерям. В качестве зачетного задания студентам предлагается написать конспект урока для VIII класса о жанровых особенностях «Мертвых душ». 'Вторая часть обзорной лекции посвящена поэзии и драма тургии 40—50-х годов. Она знакомит студентов также с теат ром этих лет. Поскольку развитие русской поэзии 40—50-х го дов отмечено сложностью и противоречивостью, обзор поэзии на мой взгляд, следует совместить с характеристикой различных литературных направлений, поэтических тече ний. формальная содержание, своеобразие противоречи- |В начале лекции определяются основные тенденции в раз витии поэзии 40—50-х годов. В русле прогрессивной русской поэзии рассматривается поэтическое творчество И. С. Турге нева, путь его от романтизма к реализму в цикле из 9 стихо творений «Деревня», в поэмах 40-х годов «Параша», «Поме щик», «Андрей». После общей характеристики поэзии петра шевцев подробнее останавливаюсь па творчестве А. Н. Пле щеева. Наиболее обстоятельно представлена в обзоре поэзия И. П. Огарева: ранняя романтическая лирика, развивавшаяся на традициях декабристов и Лермонтова; стихотворный цикл 1844—1847 гг. «Монологи»; изображение народа в стихотворе ниях начала 40-х годов «Деревенский сторож» и «Кабак», 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=