Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

произведений времени пребывания Федина в Германии в качестве граждан ского пленного. Можно пожелать, чтобы участники спецсеминара стали инициаторами проведения федннского вечера для студентов всего факультета. В 1967 г. подобный вечер был проведен в Тульском педагогическом институте. Студенты выступили с тремя сообщениями: «Чародей искусства», «Горький и Федин», «Федин и музыка». Рассказы студентов сопровождались диа­ фильмом «Константин Федин» (автор, В. Кузнецова, 1960) граммофонными записями музыкальных произведений Скрябина и Вагнера, связанных с романом «15ратья». Звучал на вечере п голос К. Федина (в грамзаписи), читавшего отрывок из второй книги романа «Костер». Вечер завершился выступлением дра­ матического коллектива студентов, показавшего отрывки из инсценировки романа «Первые радости» и пьесы «Испытание чувств». Удачно дополняла программу выставка Федина и иллюстраций к его романам/ Как же организуется работа спецсеминара? 'Каждый студент выбирает тему для доклада. Возможно, что некоторые товарищи захотят предложить своп темы нс предусмотренные руководителем. Подобный доклад может’ со­ стояться лишь в том случае, если тема будет одобрена препо­ давателем. На организационном занятии 'утверждаются также оппоненты, в качестве которых каждый студент должен высту­ пить у двух других докладчиков. Оппоненты, готовясь к своим выступлениям, должны заранее ознакомиться с текстом ток- лада или его тезисами, изучить источники и основную крити- 1ескую литературу по данной геме, чтобы суметь существенно дополнить докладчика и, если это будет необходимо, вступить с ним в обоснованную полемику. Необходимо, чтобы каждый участник семинара знал, какие темы избрали для докладов все другие студенты, в какой очередности они будут слушаться Работа семинара пройдет успешно и полезно лишь в том сп\/ чае, если все его участники будут готовы активно слушать [ок­ лад, чтобы в обсуждении после выступления оппонентов суметь не ограничивать себя лишь эмоциональными оценкам., типа «понравилось не понравилось». Обсуждение докладов завер­ шится обстоятельным заключением руководителя. На каждый из докладов отводится 30—40 мин., на выступ­ ления оппонентов— 15—20 мин. Для того, чтобы отработать каждую тему, потребуется не менее 4 час. (2 занятия) / поэтому целесообразно дооиваться, чтобы спецсеминар проводился на «сдвоенных» занятиях, иначе выступления студентов ^отдален­ ными^ Д0КЛаДа недельиым сРоком, не будут столь эффектив­ н ы е лучшие семинарские доклады с элементами само­ стоятельного исследования выносятся на итоговые студенческие .110

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=