Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.
произведений времени пребывания Федина в Германии в качестве граждан ского пленного. Можно пожелать, чтобы участники спецсеминара стали инициаторами проведения федннского вечера для студентов всего факультета. В 1967 г. подобный вечер был проведен в Тульском педагогическом институте. Студенты выступили с тремя сообщениями: «Чародей искусства», «Горький и Федин», «Федин и музыка». Рассказы студентов сопровождались диа фильмом «Константин Федин» (автор, В. Кузнецова, 1960) граммофонными записями музыкальных произведений Скрябина и Вагнера, связанных с романом «15ратья». Звучал на вечере п голос К. Федина (в грамзаписи), читавшего отрывок из второй книги романа «Костер». Вечер завершился выступлением дра матического коллектива студентов, показавшего отрывки из инсценировки романа «Первые радости» и пьесы «Испытание чувств». Удачно дополняла программу выставка Федина и иллюстраций к его романам/ Как же организуется работа спецсеминара? 'Каждый студент выбирает тему для доклада. Возможно, что некоторые товарищи захотят предложить своп темы нс предусмотренные руководителем. Подобный доклад может’ со стояться лишь в том случае, если тема будет одобрена препо давателем. На организационном занятии 'утверждаются также оппоненты, в качестве которых каждый студент должен высту пить у двух других докладчиков. Оппоненты, готовясь к своим выступлениям, должны заранее ознакомиться с текстом ток- лада или его тезисами, изучить источники и основную крити- 1ескую литературу по данной геме, чтобы суметь существенно дополнить докладчика и, если это будет необходимо, вступить с ним в обоснованную полемику. Необходимо, чтобы каждый участник семинара знал, какие темы избрали для докладов все другие студенты, в какой очередности они будут слушаться Работа семинара пройдет успешно и полезно лишь в том сп\/ чае, если все его участники будут готовы активно слушать [ок лад, чтобы в обсуждении после выступления оппонентов суметь не ограничивать себя лишь эмоциональными оценкам., типа «понравилось не понравилось». Обсуждение докладов завер шится обстоятельным заключением руководителя. На каждый из докладов отводится 30—40 мин., на выступ ления оппонентов— 15—20 мин. Для того, чтобы отработать каждую тему, потребуется не менее 4 час. (2 занятия) / поэтому целесообразно дооиваться, чтобы спецсеминар проводился на «сдвоенных» занятиях, иначе выступления студентов ^отдален ными^ Д0КЛаДа недельиым сРоком, не будут столь эффектив н ы е лучшие семинарские доклады с элементами само стоятельного исследования выносятся на итоговые студенческие .110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=