Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

ли»,— роман в письмах. «Белые ночи» — «сентиментальный ро­ ман». Григорович назвал роман «Проселочные дороги» «рома­ ном без интриги». Сложность процесса становления жанра романа подтверж­ даю ссылкой на размышления Тургенева об этом жанре в статье о романе Е. Тур «Племянница», а также на неудавшую- ся его попытку создать роман «Два поколения» в 1852—1855 гг. Несколько подробнее касаюсь в этой лекции романа А. II. Гон­ чарова «Обыкновенная история», который исследователи счи­ тают наиболее законченным образцом этого жанра в -40-х го­ дах. На очередном практическом занятии рассматривается проблема жанра «Мертвых душ» А Так продолжение изучения текста произведения введено в русло историко-литературной и общественной борьбы начала -10-х годов. Все студенты изучают статьи Белинского «Похождения Чичикова пли Мертвые души» (1842 г.), «Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичи­ кова или Мертвые души», «Объяснение на объяснение по пово­ ду..... », «Похождения Чичикова или Мертвые души» (рецензия па 2-е изд., 1846 г.), отрывок из статьи «Тереза Дюнойе» (Бе­ линский 'В. Г., ПСС, т. X. изд. АП СССР, М., 1956, стр. 106—107) и К. Аксакова «Несколько слов....» п «Объясне­ ние...» Один-два студента получают индивидуальное зада­ ние— сделать краткое сообщение, например, о статье С. Шевы- рсва «Похождения Чичикова или Мертвые души. Поэма II. Гоголя» («Москвитянин», 1942, ЛТ» 7 и 8). Студенты должны выписать основные положения статей Белинского и К. Аксакова на карточки (карточки оформляются по всем правилам: указывается источник, издание, страница) и сгруппировать эти карточки по проблемам. Работа с карточ­ ками приучает студентов к целенаправленному изучению тек­ стов критических статей; избавляет от необходимости фиксиро­ вать (как эго нужно при конспектировании) повторяющиеся в разных статьях одинаковые положения; облегчает задачу установить хронологическую последовательность развития опре­ деленной мысли, проблемы, в частности, проследить, как от одной статьи к другой развивались суждения Белинского о жан­ ре «Мертвых душ». Студентам предлагается в процессе подго­ товки к практическому занятию установить, по каким вопросам идет спор между Белинским и К. Аксаковым, и разобраться в существе спора. На практическом занятии преподаватель устанавливает, насколько глубоко освоено содержание статей '(несколько сту­ дентов называют те вопросы, которые явились предметом спора между Белинским и К. Аксаковым). Для выяснения существа спора подробно рассматриваются лишь некоторые проблемы. Студенты отвечают, пользуясь своими карточками, ссылаются па источники. Имея перед собой тексты статей Белинского, все

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=