Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

поманическую трилогию, задуманную еще в довоенное время. Менялись различные планы этой книги, в котором писатель первоначально хотел вести повествование лишь о людях рус­ ского театра на разных исторических этапах, пока не пришел к убеждению, что «истинно большим героем современности дол­ жен и может быть назван коммунист, деятельная воля кото­ рого однозначна Победе».10 В «Первых радостях» (1915) и «Необыкновенном лете» П 947 _48) п показано становление такого героя в дореволюци­ онной подпольной борьбе и в гражданскую войну. В романе «Костей» (1 кп — 1961, 2 кп. еще не закончена) Извековы, Ра­ гозины, Парабукины, Пастуховы, Веригины выдерживают суровую проверку в пламени сорок первою юда. Романы трилогии явились выдающимися пронзает литературы социалистического реализма, получившими мировое признание. В них нашли художественно-образное воплощение важнейшие общественные проблемы, к которым <1 ".р япно обращался в своих романах и раньше; на I 4 четверти века, и которые многие годы его глу ок ‘ То» О романах «Первые радости». «Необьишовен ое лето , «Костер» п о всей трилогии в целом существует о г литература. Разумеется, и в работе спецсеминар р * I ние этих произведений в самых разнообразных ас V ' мет главное место (темы 43—54). В ‘ Б и ^ г р а ^ е с к о м указателе» работы о трилогии Федина ят,7П£Пг,рпчеСкой № 1464—¡1662а. Из этого многообразия ^1 ,ТДРД ^ и критической литературы следует вь,д^ " ^ ’ твепных' жур- сборниках и центральных литературно*, уд Участники спецсеминара не пройдут мимоп^ е_°<сПпсатель. образнейшей книги Федина, сборника его с ‘ _ Искусство. Время» (¡1 изд. 1957, новое, дополи ’ 1961'), в котором художник предстал и как пытливым иссле­ дователь литературы, вдумчивый критик, блестящий маете) литературного портрета (см. темы 57 61). Кроме статей и ре­ цензий о книге «Писатель. Искусство. Время.», перечисленных в «Библиографическом указателе» (№ 1665—1677), необходи­ мо познакомиться и с научными исследованиями об этом сборнике: В. Виноградов. К. А. Федин как теоретик литера­ туры (В км.: Творчество Константина Федина, стр. 145—171); С. Машинский. Писатель в раздумье о своем ремесле. (Там же, СТр 99 —:130); Д. Благой. Художник в науке («Известия АН СССР. Серия литературы и языка, т. 26, выпуск 6, 1967, стр. 497—512); М. Козьмпн. Проблемы содержания и формы в эстетических взглядах Константина Федина (Там же, стр. 513—521). Произведения Федина неоднократно инсценировались для кино, драматического театра, оперной сцены. По роману 107

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=