Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

Следующее крупное произведение Федина — «Похищение Европы» (1 ч .— 1933, 2 ч .— 1935) относится к жанру публи­ цистического романа. В годы первых .пятилеток писатель обра­ тился к современной социалистической действительности и изобразил, говоря его же словами, «столкновение нового чело­ века со стабильным, веками устоявшимся типом западного бур­ жуа». Для того, чтобы определить своеобразие этого романа Фе­ дина, небезынтересно рассмотреть его в ряду книг других советских писателей о трудовом героизме советского человека 30-х годов. («Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагиняи, «Большой конвейер» Я. Ильина, «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина, «День второй», «Не пе­ реводя дыхания» И. Эренбурга и др.). В «Библиографическом указателе» литература о «Похищении Европы» названа под № 1347—1405а. Авторы работ о Федине обычно проходят мимо произведе­ ний писателя, написанных иа рубеже 30-х и 40-х гг.,*а между тем они явились ближайшей ступенью к созданию романов трилогии. В рассказе «Рисунок с Ленина» Федин только с по­ мощью портретных деталей удивительно зримо запечатлел ве­ ликого вождя революции да трибуне Второю конгресса Комин­ терна. Рассказ этот имеет весьма поучительную твооческую историю. Он написан па основе личных впечатлений, вопло­ щенных Фединым в двух газетных очерках, которые отделены один от другого 19 годами («Крупицы солнца» — «Петроград­ ская правда», 21 июля 1920 и «Живой Ленин» — «Правда», 21 января 1939). О творческой истории рассказа «Рисунок с Ленина» см. в нашей статье «4< проблеме народа и партии в творчестве К. А. Федина». Там же можно познакомиться с ана­ лизом киносценария Федина «Киров» (1940 )— тема № 39. Следует ооратигь внимание на признание автора этого произ­ ведения о том, что «работа над сценарием и особенно над об­ разом Кирова открыла новые перспективы для поисков в про­ зе» .15 Небезынтересно, в частности, проследить, какую роль эта работа сьпрала в создании образа Кирилла Извекова, героя будущей трилогии. 'Произведения Федина о Великой Отечественной войне, соз­ данные в эти годы: циклы очерков, публицистика, драматиче­ ские произведения (см. темы 40 и 41), мобилизовывали совет­ ских люден на достижение скорейшей победы над фашистскими захватчиками. К сожалению, анализом этих произведений критики и литературоведы почти не занимались. Мы можем отослать студентов по этому поводу к нашей работе «Образ времени», стр. 97—112. О пьесе Федина «Испытание чувств» см. также: Б. Брайиина. Константин Фелпп "(1962 стр. 213—218). ' к ' В годы Великой Отечественной войны Федин начал писать 106

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=