Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.

(«Интересная книга и сделана интересно, местами очень чут­ ким художником » . 10 «Города» необходимо знать для гою, чтобы говорить о русской литературе».11) В этих и многих дру­ гих оценках особенно тщательно предстоит разоораться авто­ ру доклада «Роман «Города и годы» в критике 20-х годов» (тема № И)). Критика тех лет в еще большей степени не сумела проник­ нуть в сущность романа «Братья» (1927—28), книги, утверж­ дающей 'невозможность нейтрального существования искусст­ ва необходимость служения художника своему народу, рево­ люции В «Братьях» Федин продолжил творческие поиски в работе над характерами коммунистов, которые очерчены здесь убедительнее, полнее, нежели в ранее написанных произведе­ ниях Однако «рапповцы» и на этот раз обвинили Федина в политической индифферентности. «Этот роман пытается прой­ ти мимо современности, мимо ее жгучих вопросов»,-писал Ж. Эльсберг. хоу ^ ; 1е!1о ^ Лс ^ Г в ^ ^ ““РЧ Доб^ьппш; «Братья» означаюI некоторый сдвш влеьи.. ^ | напротив, утверждал, что «эволюция Федина идет вправо. Мелкая буржуазия вновь пытается утвердить свою сущность и противопоставить себя пролетариату».13 Примеры надобной разноречивости можно было бы умножить. (См. а *- в «Библиографическом указателе»). Студент, работающий над темой № 27, должен обратить внимание на го, чго одним из немногих, кто сразу же по достоинству оценил «Братья», был А. В. Луначарский: «Считаю чрезвычайно полезным и роман «Братья» Федина, несомненно художественный по своей фор­ ме интересно прослеживающий некоторые процессы в пашен нынешней интеллигенции, но особенно ценный но прекрасном) эпическому изложению распри между реакционным и рсво люциоиным казачеством па Япке. Все страницы, относящиеся к войне п миру среди япцкнх казаков, должны быть отнесен к лучшим из написанных после революции». Тема № 29 предлагает для анализа повес 1 ь «Старик» (1930), произведение, в котором писатель, обращаясь к жизни н быту старого Саратова, обнажает волчью мораль собственни­ ков. Работа над этой темой позволит установить творческие связи Федина с Чернышевским. Для этого следует привлечь рассказ Чернышевского «Покража» п его автобиографический отрывок «¡Корнилов дом», которые послужили толчком к воз­ никновению повести «Старик». Работающим над этой темой окажет помощь ознакомление с письмами Федина к внучке Чернышевского — Н. М. Чернышевский (К. Федин. «...Запомнил его навечно!» — «Литературная газета», 21 авг. 1968). См. так же: И. Чернышевская. Чернышевский в творчестве советских писателей. («Новая Волга», кн. 18, 1963). 3. Левинсон. Н. Г. Чернышевский и К. А. Федин.—Б кн. Из истории рус­ ской литературы 19 в. (Калуга, 1966). 105

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=