Из опыта преподавания литературы в высшей школе 1970 г.
рассказы эти несли на себе печать жертвенности, пробуждали жалость к «безвинной кляче, перевозящей грубый воз истории из эпохи в эпоху», как говорил Федин и письме к Горькому. № 1125—1161 «Библиографического указателя» назовут кри тическую литературу о «Пустыре» и об отдельных рассказах, вошедших в этот сборник. Роман «Города и годы» (192-1)— одно из наиболее значи тельных явлений советской литературы 20-х гг. События импе риалистической и гражданской войн, характеры людей совет ской России и кайзеровской Германии образовали в романе широкую картину общественной жизни и борьбы. Важнейшим для Федина в «Городах и годах» был вопрос о путях интелли генции в революции. Здесь же начались долгие и трудные по иски художественного воплощения характера коммуниста. Не заурядный талант Федипа-сатпрпка беспощадно обличал в ро мане прусский милитаризм, уже в те годы толкавший Герма нию к фашизму. «Города и годы» заняли свое особое п почетное•место среди таких известных п очень разных книг 20-х гг. о гражданской войне и революции, как «Падение Дай ра» и «Севастополь» А. Малышкина, «Конармия» И. Бабеля, «Партизанские повести» Вс. Иванова. «Сорок первый» и «Ве тер» Б. Лавренева, «Барсуки» ,Л. Леонова, «Железный поток» А. Серафимовича, «Чапаев» и «Мятеж» Д. Фурманова, «Раз гром» А. Фадеева. О первом романе Федина создана обширная критическая и научная литература. В «Библиографическом указателе» перечислено 93 статьи об этой книге, не считая общих работ о Федине, в каждой из которых «Города и годы» занимают существенное место. В критике 20-х гг. «I орода и годы» рассматривались весь ма противоречиво. Решающую роль в подобных оценках иод- час играли групповые пристрастия и субъективные вкусы. Некоторые криппчи оюждествляли автора с колеблющимся п раздвоенным Андреем Старцовым, причисляли этого героя романа к «лишним людям», пренебрегая тем самым элемен тарным чувством историзма.г> Рапповская и близкая к ней критика поспешила объявить аыора «Городов» идеологически чуждым писателем. («В ре волюции Федин видит преимущественно теневые стороны»')6 : Г . Г аН С0Ц,,аЛЬН0 вРеднЫм («Общественная ценность ро мана равна нулю или минус единице») Д По наиболее прони- цательиые критики уже тогда сумели по достоинству оцГнть первый ромам Федина. С. Вржосек, например, говорил, что чшая «Города и годы», «наши потомки будут изучать быт и психику нашего времени».» В. Дынпик9 одной из самых пер вых обратила внимание на филигранное мастерство автора Федии0В31гп <<0б° бЩаЮЩую СИЛУ художественного штриха» едина. «Города и годы» были признаны А. М. Горьким 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=