ИЗ ИСТОРИИ ТУЛЫ И ТУЛЬСКОГО КРАЯ

ва, ни в его организации в Туле изменений не произошло. Но !к этому .вынуждало совершенствование образцов оружия. '*> В 1845 г. было принято на вооружение гладкоствольное капсюльное пехотное ружье . Заводам предстояло изготовлять его вновь и переделывать кремневое по этому образцу. Для |ускорения дела обратились к использованию европейского опы- 1 та, пригласи? шостранных мастеров Потто/1639 г./, Колле- та /1843 г./. Но это являлось полумерой. Эффективное развитие работ могло обеспечить только применение машин для выделки глав- I ных деталей оружия. Стволы издавна изготовляли вручную пу- jтем заварки, и успех ее всецело зависел от мастера . Медлен- :ность работы /3 ствола в сутки/ и большой брак по металлу |делали заварку узким местом в производстве. В 1830-х гг. в Туле применили наковальню с желобами; в ; Ижевске - вели заварку под х в о с т о е ы м молотом. В Бельгии, |Франции, Англии протягивали заготовки ствола меж профиллиро- !ванными валками. Но это не давало существенных результатов? Все же в 1843 г., по повелению Николая I, из Англии был |приглашен Джозеф Тальбот "для указания машинной заварки !стволов". В виде опыта ее ввели на Тульском и Ижевском за­ водах. Преимущества нового способа оказались весьма относи- : тельными. Работы ускорились и несколько удешевились, но брак не снизился, давая 35% по работе и до 60^ по качеству метал­ ла2. Пока механизировать выработку ствола не удалось, как и на западноевропейских заводах. Военное ведомство через своих представителей за грани­ цей было достаточно осведомлено "в открытиях и усовершенство- Iвакиях по военной части" ® , особенно во Франции, опыт кото- .рой "служил своего рода образцом для всех европейских армий"*? jИмела значение и отмена в 1842 г. запрета на вывоз машин из :Англии. Но открывшиеся в связи с ->тим возможности не следует ; 1преувеличивать. Хорошо знакомый с европейским производством | ]бельгийский фабрикант оружия Л. Фалисс весьма сдержанно оце-. I. ЦГНИА, ф .I , оп.1, т . 4, JE 9257, лл.4,8,12-13,55. Машину своей конструкции предлагал для этого Ланкри. •2. Гаы же, ф.1, оп.1-6. JD1867I, л.1 и сл. 3, Тайме, cf.I. оп.Т, t I05I4, дела под таким названнеи I . ва 193бДз гг. т 4. М а р к с I, , Э н г е л ь с Ф.Соч. 2-е изд., t . I i , c .44I. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=