ИЗ ИСТОРИИ ТУЛЫ И ТУЛЬСКОГО КРАЯ

и Сызрано-Вяземской /1674 г./ железных дорог в городе стал складываться отряд пролетариев, занятых обслуживанием сталь- ных магистралей. В 1669 г. были открыты депо и самые мощные на линии паровозоремонтные мастерские . йонд правления М.-Курской ж.д. не содержит сведений о железнодорожных рабо­ чих Тулы, но в документах сообщается о паровых молотах и ма- 'шинах, приводящих в движение десятки станков*. Квалифициро­ ванные кадры в депо и мастерские набирались из специалистов многочисленных предприятий и ремесленных заведений города, а также пристанционного села ,'ясново. В 80-х гг. в железно­ дорожных мастерских 'хулы насчитывалось 400 рабочих, в депо - 200 специалистов и подсобников. В начале SO-x гг. в мастер­ ских было занято 662, в депо - 155 мастеров, рабочих и под- собно-обслуживающего персонала, в 1895 г. - соответственно 814 и 166 человек^. Бурный прогресс промышленного развития способствовал строительству железнодорожных путей. Документы о формирова­ нии рабочего класса из строителей отсутствуют: подрядчики отчитывались денежными затратами без указания рабочей силы. Имеются сведения об участии при прокладке Московско-Курской железной дороги в Туле и губернии двух тысяч местных и при­ шлых крестьян^. В 1874 г. губернатор сообщил об отъезде из Тулы 1378 сезонных рабочих, закончивших возведение вокзала^1. Местных рабочих привлекалось, видимо, не меньше. Так, в 1867 г. 217 строительных рабочих Тульского уезда подали жалобу губернатору о высоких нормах выработки и обсчете их подрядчиком0. Но сведениям казенной палаты, в 1891 г. в Тул^ работало около 1100 строителей^. Спецификой Тулы являлось широкое развитие промыслов. Взаимовлияние фабрично-заводского производства и кустарно- ремесленных промыслов было двояким: кустари, ремесленники в период экономических подъемов становились рабочими крупных 1. ЦГА г. Москвы,ф.413,оп.2. дд. 42,85,87,88, оп. 4,дц.46, I/9. 2. Отчет правления М.-Курской железной дороги за 1683 год. ,1604,с.127,142} то'же за it:V год. ul.,1890,вед.ГС; то же за 18У1 год. id.,1692, с.130; Отчет по эксплуатации л.-иурской железной дороги за 16УЗтод. ;л.,1695,вед.(га; то же за 1695 год. .1.,1897, ч .2, с .692-6 у З. 3. ГАТО,ф.90,оп.1,д.2771о,лл. 1 - 6 ; д. 27791,лл.51,72. ПП

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=