ИЗ ИСТОРИИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ

ЛИ право брать бесплатно землю для укрепления насыпй во- 70 круг завода Регулярное наступление промышленных предприятий, в ча­ стности сахарного завода, на свободные территории характери­ зует рост капиталистического города вширь, с образованием убогих окраин, тупиков, где прозябали в грязи и дыму сотни пролетарских семей. Здесь находили жилье пришедшие на за­ работки обезземеленные крестьяне. Имея громадные средства, торговый дом с первого года при­ ступил к осуществлению плана коренной реорганизации заво­ да и превращению его в технически высокооснащенное пред­ приятие. Рафинадный завод стал пионером среди предприятий Тулы по использованию светильного газа в производственных целях. 21 сентября 1879 г. доверенный бр. Терещенко подал в губернское правление проект на строительство каменного одно­ этажного здания газового завода. 28 сентября строительное от­ деление утвердило план корпуса для получения газа из нефти. В апреле 1880 г. газовый завод был построен. 14 мая городская управа дала визу на открытие завода 79. В 1882 г. он был рас­ ширен 80. Преуспевающие братья реализовали намерения прежних вла­ дельцев: соединили завод веткой широкой колеи со станцией Московско-Курской железной дороги. Путь длиной более кило­ метра позволил загрузку сахара, топлива и вспомогательных материалов производить через товарный двор завода. Проект на строительство был утвержден в Министерстве путей сообще­ ния 24 сентября 1880 г., а в ноябре в эксплуатационном отделе­ нии министерства — рабочие чертежи. Договор 1881 г. торгового дома и правления Московско-Кур­ ской железной дороги, заключенный на 12 лет, предусматривал следующие обязательства сторон. Ветка на 180 версте 3 дистан­ ции сооружалась на средства завода. За выгон сахарной про­ дукции заводчики платили 1 руб. 50 коп., за доставку объем­ ных грузов (дрова, уголь и т. п.) — '/в коп. с пуда81. Благодаря улучшению транспорта ежегодно экономились десятки тысяч рублей. В 80-х годах в сахарной промышленности, еще до реформы осуществившей промышленный переворот, наметились тенден­ ции к созданию монополий, разделению сфер влияния и рын­ ков сбыта. Боязнь потерять крупные доходы заставила брать­ ев херещенко перейти к новой организации своих капиталов под фирмой товарищества. В связи с этим, по запросу департамен- та торговли и мануфактур 4 ноября 1882 г. был составлен акт 79 гл^гДН^кЫ1т>.3а 1881 год>>' ТУл а > 1882- СТР- 6 9 -7 2 . ГАТО, ф. 174 on. 1, д. 5065, лл. 1—,16. “ Т а м ж е , д. 6583, лл. 8—9. on 1 ^ 5 3 2 7 ^ ^ ехническо‘инспекторский комитет железных дорог), 7* 99

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=